Вводные замечания
Копинг_поведение в стрессовых ситуациях
Ключ
Шкала ОТНС
Инструкция: пожалуйста, оцените типичные для вашей работы (илидля организации) затруднительные ситуации («X», «Y» и др.) с помощью нижеописанных параметров. Для этого в каждой строке поставьте «+» в той ячейке, пространственное расположение которой ближе всего отражает ваше мнение о ситуации.
Бланк для ответов для ситуации «Х»
Ничем мне не опасна | /__/__/__/__/__/__/__/ | Грозит мне большими потерями |
Не причиняет мне никакого вреда | /__/__/__/__/__/__/__/ | Ситуация сопряжена с моей огромной утратой (потерей) |
В данной ситуации требования ко мне и моим энергетическим затратам больше, чем «отдача» (вознаграждение) | /__/__/__/__/__/__/__/ | Нет противоречий между моим вкладом (затратами) и морально-материальным вознаграждением |
Я всегда имею возмож- ность контролировать подобные ситуации | /__/__/__/__/__/__/__/ | Я не имею возможности контролировать подобные ситуации |
Я всегда понимаю причины возникновения подобных ситуаций и возможные способы их урегулирования | /__/__/__/__/__/__/__/ | Подобные ситуации являют- ся очень трудными для понимания и разрешения |
Подобные ситуации всегда как-то меняются к лучшему (без моих усилий) | /__/__/__/__/__/__/__/ | Без моих усилий подобные ситуации только ухудша- ются |
Данные ситуации встреча- ются редко | /__/__/__/__/__/__/__/ | Данные ситуации постоянно повторяются |
Я имею опыт и знания для преодоления подобных ситуаций | /__/__/__/__/__/__/__/ | Моего опыта и знаний недо- статочно для преодоления подобных ситуаций |
Обработка результатов и их интерпретация.В соответствии с «ключом» подсчитывается общий показатель стрессогенности ситуации «Х» как среднее значение всех субшкал или отдельные показатели по каждой субшкале: «степень угрозы»; «степень утраты/потери»; «степень вызова или несправедливости»; «возможность контроля»; «сложность понимания и управления ситуацией»; «автономность ситуации»; «повторяемость»; «осведомленность (опыт)».
Низкая степень стрессогенности | Параметры субъективной репрезентации | Высокая степень стрессогенности |
Ничем мне не опасна | Степень угрозы (первичная оценка) 1 2 3 4 5 6 7 | Грозит мне большими потерями |
Не причиняет мне никакого вреда | Степень утраты/потери (первичная оценка) 1 2 3 4 5 6 7 | Ситуация сопряжена с моей огромной утратой/потерей |
Требования ко мне и мои энергетические затраты больше, чем «отдача» (вознаграждение) | Степень вызова или несправедливости (первичная оценка) 7 6 5 4 3 2 1 | Нет противоречий между затратами и морально-материальным вознаграждением |
Я всегда имею возможность контролировать подобные ситуации | Возможность контроля — степень неконтро–лируемости ситуации (вторичная оценка) 1 2 3 4 5 6 7 | Я не имею возможности контролировать подобные ситуации |
Я всегда понимаю причины возникновения подобных ситуаций и возможные спо- собы их урегулирования | Сложность понимания и управления ситуацией (вторичная оценка) 1 2 3 4 5 6 7 | Подобные ситуации являются очень труд- ными для понимания и разрешения |
Подобные ситуации всегда самостоятельно меняются к лучшему (без моих усилий) | Автономность ситуации — вера в позитивную измен чивость (вторичная оценка) 7 6 5 4 3 2 1 | Без моих усилий или вмешательства подобные ситуации только ухудшаются |
Данные ситуации встречаются редко | Повторяемость (вторичная оценка) 1 2 3 4 5 6 7 | Данные ситуации постоянно повторяются |
У меня есть опыт разрешения таких ситуаций | Осведомленность (вторичная оценка) 1 2 3 4 5 6 7 | Я не знаю, как поступать в подобныхслучаях |
С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер
Адаптированный Т. А. Крюковой1 вариант опросника содержит перечень умственных и поведенческих действий в стрессовых ситуациях. Опросник позволяет определить доминирующие копинг_стратегии: ориентация на задачу или проблему; эмоционально-ориентированная стратегия; избегание; социальное отвлечение; поиск социальной поддержки.