Сентябрь 199 года
Данные диагностики здоровья, физического и двигательного развития детей___________ группы
Ф.И.О. | Здоровье | ' Физич. развитие | ДА | Двигат. умения | ||||
зд | ЧБ | ЭБ | Гарм. | Отклон. | Шаг | Выс. | Не-дост. | |
Семенов Алеша | + | + | + | |||||
Деменчук Ира | 4(50) | + | Зав. вес | + | ||||
Дедулевич Денис | + | 2(10) | Зан. рост | + |
% кол-во заболевших
дней болезни
Всего: — количество детей Всего детей с низкой ДА —
_________ в группевысокой ДА —
Условные обозначения и рекомендации к заполнению:
ЗД — здоровые, в данную группу относятся дети ни разу не болевшие в году;
ЧБ — часто болеющие (более 4 раз в году);
ЭБ — эпизодически болеющие (1—3 раза в году); первая цифра — количество пропущенных по болезни дней в течение года, в скобках — по болезни;
% — индекс здоровья;
Гарм. — гармоническое соотношение роста, массы, окружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;
Отклон. — отклонения в гармоническом физическом развитии: это может быть завышенный (Зав.), заниженный (Зан.) рост, масса, ОГ, нарушения в осанке, стопе.
ДА — двигательная активность в условных шагах (замеряется шагомером), отмечается общее количество условных шагов, выполненных ребенком за день. Делаются специальные пометки (цветным карандашом). Отмечаются цифровые показатели низкой и высокой ДА.
В такой карте дана достаточно полная характеристика каждого ребенка. Глядя на нее, воспитатель четко видит, в каких направлениях прогнозировать здоровье и развитие детей. Фактически это индивидуальный план дифференцированной работы с детьми на учебный год; он поможет определить приоритетные направления в работе по физическому воспитанию в группе. Например, если в группе значительное число детей с низкой ДА, следует предусмотреть усиление двигательного режима; для детей с отклонениями в физическом развитии продумать специальные формы работы с подбором соответствующих физических упражнений; определить щадящий режим для группы ЧБ и т.д.
Коррекционная работа в физическом воспитании строится на основе диагностических данных здоровья детей, физического развития, двигательной активности и физической подготовленности. Важно получить хорошие конечные результаты, т.е. увидеть положительную динамику в конце года всех показателей у каждого из детей. Отбирая конкретные средства коррекции, воспитатель прежде всего разрабатывает общегрупповую систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Существуют обязательные компоненты такой системы. Но содержание, диапазон показателей их будет различным в зависимости от результатов диагностики, условий детского сада и возрастной группы, контингента родителей, профессионального мастерства воспитателя, его личностного отношения к закаливанию и физической культуре в целом.
Примерная схема комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий в младшей группе на сентябрь—май
N1 п/п | Мероприятия | |
Температура воздуха в группе 20—22^С во время сна 18—14оС на занятиях по физкультуре 18—17 С | ||
Добиваться чистоты воздуха в помещении: сквозное проветривание перед приходом детей в детский сад, во время прогулок (указать точное время, например, 6.50—7.00, 10.00— 10.10 и т.д.) | ||
Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию режима дня, воспитательную направленность каждого режимного процесса | ||
Создать оптимальный психологический климат для каждого из детей | ||
Гарантировать условия для полного удовлетворения биологической потребности организма детей в движении (в пределах 5,5—6 тыс. шагов в день, время ДА — до 4 часов) | ||
, 6 | Закаливание: — оздоровительные прогулки — умывание прохладной водой рук, лица, шеи — полоскание горла водой комнатной температуры после каждой еды — воздушные ванны до и после сна на физкультуре — ходьба босиком до и после сна на физкультуре — контрастные ножные ванны после сна | 3—4 ч 5—7 мин 15—20 мин 5—7 мин 5—7 мин |
Далее необходимо разработать специальный двигательный режим, включая в него организованные физкультурные мероприятия (утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и т.д.) и самостоятельную двигательную деятельность. При этом воспитатель имеет право отдавать предпочтение той или иной форме деятельности, точно рассчитав время для каждой.
Например:
Организованные физкультурные мероприятия:
—физкультурные занятия — 20 мин
—утренняя гимнастика — 5 мин
—подвижные игры и упражнения
на прогулках (ежедневно) — 30—40 мин
— движения на занятиях, не связанных с физкультурой (развитие речи и пр.)
— до 5 мин
60—70 мин
Самостоятельная двигательная деятельность
- утренний прием -15-20 мин
- перед занятием утром - 5-7 мин
- на прогулках 110-120 мин
- после сна -10-15 мин
- в бытовой деятельности -40-50 мин
____--------------------
180-212 мин
Всего 240-282 мин
В более старших группах, естественно, изменяются цифровые показатели двигательного режима, усиливаются закаливающие воздействия (умывание, полоскание горла может проводиться холодной водой, увеличивается время воздушных ванн, хождение босиком и т.д.).
Важно ежедневно и тщательно выполнять весь комплекс мероприятий, убедить родителей придерживаться такой же системы оздоровительных условий в семье.