Показатели равновесия у дошкольников
Возраст, год | Пол | Удержание равновесия на одной ноге, с |
М. | 3,3—5 | |
Д. | 5,2—8 | |
м. | 22—30 | |
д. | 25—30 | |
м. | 40—60 | |
д. | 50—60 |
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
Понятие "воля" отражает сознательное усилие человека в преодолении преград на пути к цели, в создании дополнительного мотива к действию, его поддержание и укрепление.
Выявлению особенностей развития волевых качеств, с которыми тесно связано двигательное поведение ребенка, могут способствовать подвижные игры и физические упражнения.
Выявлению настойчивости — способности длительно, не снижая активности, стремиться к намеченной цели, может способствовать игровое упражнение "достать погремушку". Для его выполнения между двумя стойками натягивается веревка, на которой висит погремушка. Высота для каждого ребенка устанавливается индивидуально с учетом высоты поднятых вверх рук с исходного положения, стоя на цыпочках, а также высоты выявленного ранее прыжка вверх с места. Ребенок подскакивает и бьет по погремушке рукой. Задание дается в такой форме: "Ты должен прозвонить погремушкой столько раз, сколько сможешь. Для этого нужно подпрыгнуть и ударить по погремушке рукой". Это упражнение ребенок выполняет на протяжении 3 мин. Фиксируется время, на протяжении которого ребенок активно подскакивает, количество попыток, поведение ребенка во время выполнения задания.
Для определения состояния решительности — уверенности в действиях, способности своевременно находить и принимать обдуманные решения, возникающие в игровых ситуациях, может быть использована подвижная игра "У медведя во бору". По условиям игры на одной стороне площадки размещается "берлога" Медведя. На расстоянии 30 м от нее делается разметка — дом, в котором "живут" дети. Со словами:
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас рычит, -
дети подходят к "берлоге", после слова "рычит" — убегают.
Замечено, что часть детей не подходит близко к "медведю", а останавливается в пределах 3—4 м от него. С учетом этого обстоятельства определены правила игры, помогающие оценить решительность детей. Перед "берлогой" медведя проводятся три линии (кладут три разноцветные ступеньки), которые во время игры должны преодолеть дети. Первая — на расстоянии 1 м от "берлоги", условно она обозначает высокий уровень развития решительности. Вторая — на расстоянии 2 м. Она отвечает среднему уровню развития решительности. Третья — на расстоянии 3 м. Условно она обозначает низкий уровень развития данного качества.
Фиксируется: расстояние, на котором остановились дети, ожидая сигнала к возвращению, а также поведение детей во время игры.
Выявлениювыдержки — способности управлять своими действиями в условиях эмоционального возбуждения — может способствовать игра "Лягушки и журавль". На земле чертится большой прямоугольник — это "болото". На одной стороне его на расстоянии 50 см друг от друга чертятся круги — "кочки" для лягушек. В стороне от "болота" обозначается "гнездо" журавля. Лягушки скачут в "болото" и двигаются по нему прыжками на двух ногах. На сигнал "Журавль!" они прыгают к своим "кочкам". Журавль идет большими шагами и стремится поймать лягушку. По условиям задания бегать в игре не разрешается. Показателем волевых усилий является выполнение игроками правил игры.
Фиксируется: время, на протяжении которого ребенок скачет на двух ногах, его поведение во время игры.
Можно использовать и физические упражнения, которые включают знакомые и доступные всем детям движения: приседания, прыжки, подымание и опускание рук, бег. Знако-мость и доступность позволяет детям тратить меньше усилий на технику и качество упражнений и сконцентрировать внимание на выполнении требований задания.
Особенности выполнения упражнений:
1. Глубокое многоразовое приседание с произвольной скоростью. Исходное положение (И.п.): ноги на ширине ступни, руки на поясе. Выполнение (В.): низко присесть, вернуться в И.п., снова присесть, выпрямиться. Выполнять до тех пор, пока ребенок сам не остановится. Регистрируется время, количество приседаний и темп (на протяжении 10 мин).
2. Многоразовое перепрыгивание обеими ногами через набивной мяч — 20 см. И.п.: ребенок становится перед мячом» положение рук и ног произвольное. В.: перескочить через мяч, повернуться на 180° и опять перескочить через него. Выполнять до того времени, пока ребенок сам не остановится.
3. Многоразовое поднимание и опускание набивного мяча (масса 1 кг). И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу, в руках ребенок держит мяч. В.: поднять руки с мячом вверх, вернуться в И.п. Выполняется до того времени, пока ребенок сам не остановится.
4. Бег. И.п.: произвольное. В.: длительный бег с произвольной скоростью.
Перед обследованием детям показывается и объясняется двигательное задание. Дается инструкция: "Будешь выполнять следующее упражнение (дается название и описание упражнения), постарайся это упражнение выполнить много раз. Когда почувствуешь усталость, можешь остановиться". Таким образом создается возможность самому ребенку регулировать разные параметры движений в соотношении с возможностями организма. В силу продолжительности действий детям дается только одна попытка.
В процессе выполнения четырех контрольных упражнений дети преодолевают трудности разного характера: длительность упражнения (бег), количество повторов (приседание), масса поднимаемого предмета (мяча), высота преграды и т.д. Оцениваются разные показатели волевых качеств. Если принимать длительность физической работы в качестве ведущего показателя, то уровень развития целенаправленности и настойчивости будет оцениваться на протяжении выполнения всего задания. Считается, что чем больше времени ребенок может выполнять монотонное действие в однородных и тяжелых условиях, тем выше оценка уровня развития, его качеств воли — целенаправленности и настойчивости.
Вторым показателем оценки проявления целенаправленности и настойчивости является количество выполненных движений, или объем физической работы. Учитывается, что длительная двигательная деятельность не обязательно связана со значительными волевыми усилиями, так как ребенок может при этом выполнить небольшой объем физической работы. Имеется в виду, что в тех случаях, когда общее время выполнения упражнений у разных детей совпадает, более высокий уровень проявления волевых качеств характерен для того ребенка, который успевает сделать большее количество движений.
Показателем степени проявления волевого усилия в процессе выполнения упражнений, связанных с необходимостью преодоления нарастающих трудностей, служит также интенсивность физической работы. Она определяется по изменению частоты сердечных сокращений (ЧСС). Имеется в виду, что при легкой физической работе, т.е. небольшом напряжении, величина пульса изменяется незначительно. Выполнение детьми упражнений с максимальным напряжением вызывает у них более чувствительные сдвиги указанного показателя. Частота пульса измеряется на 10-секундном интервале. Регистрация ЧСС у детей осуществляется пальпацией. Пульс подсчитывается до начала (ЧСС[) задания и после его окончания (ЧССг) на протяжении 3—5 мин. Кроме того, подсчитывается относительная частота сердечных сокращений:
Чсс2-чсс1
чсс ----------
чсс1
Таким образом, при выполнении контрольных упражнений создается возможность фиксировать количественные и качественные показатели волевых качеств.
Количественные показатели:
1)общая длительность выполнения упражнения (секунды, минуты);
2)общее количество движений на протяжении выполнения задания (число);
3) изменение ЧСС при выполнении заданий (уд/мин).
Качественные показатели:
1)особенности поведения (стремится к более трудным заданиям, обращается за помощью, перенимает у товарища, проявляется активность, самостоятельность, придерживается правил, отказывается от выполнения задания);
2)языковые реакции (выполняет задание молча, сопровождает словами, жалуется на условия, болезнь и др.);
3)отношение к физическим упражнениям (проявляет интерес, стремится к лучшему результату, с желанием выполняет любое упражнение).
ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Обследование объема двигательной активности детей производится с помощью механического шагомера (выпускается Пензенским ПО "Заря") или электронного ("Электро-ника-ШЭ-01, г. Пинск). Для измерения естественной дневной двигательной активности шагомер надевается всем детям и снимается в определенный временной диапазон (например, с 8 до 17 или 19). В этот день не следует стимулировать активность обследуемого ребенка, лучше предоставить ему полную свободу деятельности. Целесообразно со стороны внимательно наблюдать за ним, чтобы получить представление о составе движений и содержании двигательной деятельности. Одновременно с помощью хронометража можно изучить и продолжительность двигательной активности. Для этой цели лучше всего использовать секундомеры, имеющие суммирующий циферблат. Такие индивидуальные наблюдения дадут воспитателю представления не только об особенностях двигательной активности, но и об интересах, особенностях поведения, общения каждого из детей. Один день такого наблюдения даст возможность узнать и понять ребенка если не во всех, то "во многих отношениях".
При диагностике двигательной активности дифференцируются три группы детей по их подвижности: средняя, большая и малая. Это необходимо для того, чтобы обеспечить методы руководства с учетом индивидуальных особенностей двигательной деятельности детей.
На основании полученных показателей воспитатель составляет диагностическую карту здоровья, физического и двигательного развития детей своей группы на предстоящий год, формирует дифференцированные группы по определенным признакам, составляет комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий,, определяет пути коррекции. В конце учебного года проводится повторное обследование детей, сравниваются исходные и итоговые данные, оцениваются результаты работы. Ниже приводится примерная схема диагностической карты; она может иметь другое название, в нее могут быть внесены и дополнительные показатели, например пульсовые данные, и т.п.