Показатели коэффициента выносливости у детей

 

Возраст, год Коэффициент выносливости

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются.

Наряду с перечисленными параметрами для изучения функционального состояния организма ребенка необходимо определить реакцию, организма на физические нагрузки. ' Нормальной реакцией принято считать увеличение частоты .' сердечных сокращений на 25—30% по отношению к исход­ной величине, частоты дыхания на 4—6 вдохов в минуту, повышение СД в пределах 15 мм рт.ст. при неизменном или сниженном ДД на 5—10 мм рт.ст. Тестом для определения реакции организма на физическую нагрузку является чел­ночный бег: для младшей группы — 10 м, средней — 15, старшей — 20 м. Спустя 2—3 мин все показатели должны достигать исходных величин. О благоприятной реакции на дозированную нагрузку свидетельствуют: отсутствие одыш­ки, вялости, жалоб на утомление, головокружение.

Отклонением от нормальной реакции организма на физи­ческую нагрузку принято считать значительное учащение дыхания с видимой одышкой, увеличение СД более чем на 155 мм рт.ст., ДД — более чем на 10 мм; время восстанов­ления более 3 мин, а также вялость, ощущение утомления и головокружения.

Функциональное состояние характеризует возможности организма приспособиться к изменениям внешней среды, в том числе и к физическим нагрузкам.

 

 

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Физическая подготовленность ребенка характеризует; ся степенью сформированности навыков основных видов дви­жений (бег, прыжки, бросание, лазание), развития основных физических и волевых качеств (скорость, сила, ловкость, выносливость, гибкость, выдержка, решительность, настой­чивость), а также функцией равновесия.

Эти показатели изучаются в начале и конце года воспи­тателями групп совместно с медицинскими работниками дет­ского сада. Исследование проводится на физкультурных за­нятиях, во время подвижных игр или в свободное время в индивидуальном порядке. Данные исследования заносятся в тетрадь, которая передается по мере подрастания ребенка из одной возрастной группы в другую. Результаты исследования сравниваются со стандартными количественными и качес­твенными показателями для детей данного возраста.

 

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Бег на 30 м. При обследовании бега фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей фи­зической подготовки) и определяются качественные особен­ности бега. По команде "Марш!" дети с высокого старта бегут к флажку, который размещен на 2—3 м дальше фи­нишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем. С началом движения ребенка включается секун­домер, выключаемый после пересечения ребенком линии фи­ниша. Все дети пробегают дистанцию по очереди. Потом да­ется вторая попытка, во время которой дети бегут в том же порядке, что и первый раз. В протоколе фиксируется время движения в каждой попытке, а также записываются качес­твенные особенности движения: координация движений рук и ног, правильное положение корпуса и головы, продолжи­тельность фазы "полета", законченность отталкивания но­гой, прямолинейность движения.

Прыжок в длину с места. Прыжок дети выполняют в заполненную песком яму. Каждый выполняет по три прыжка подряд без интервала. Детям младшего дошкольного возрас­та перед прыжком необходимо показать этот вид движения. Старшие дошкольники выполняют прыжок самостоятельно, но воспитатель стимулирует их прыгнуть как можно дальше. Замер длины прыжка проводится от линии отталкивания до места приземления пяток с точностью до 1 см. В протокол заносятся результаты всех трех попыток, но засчитывается уныний результат. Качественные показатели прыжка в дли­ну с места фиксируются по основным элементам движения; подготовка к прыжку — полуприсед, туловище слегка нак­лонено вперед, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперед—вверх в момент отталкивания; "полет" — в начале полета ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперед; приземление — мягкое приземление одновременно на обе ноги с перекатом с пяток на носки; сохраняется рав­новесие.