Обработка и интерпретация результатов

Порядок проведения

Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом

Ключ

Базисная копинг-стратегия Пункты опросника, номер
Разрешение проблем 2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33
Поиск социальной поддержки 1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32
Избегание 4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30

 

Для получения общего балла по соответствующей стратегии подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)

При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

 

Как проверить наличие социальных навыков[2]

 

Оцените владение ребенка каждым из перечисленных навыков по 5-балльной шкале, где 1 – плохо, а 5 – отлично. Имеет смысл также сделать копию списка и попросить заполнить родителя или учителя ребенка. Как правило, узнать разные мнения о владении ребенка социальными навыками бывает очень полезно.

 

Навыки завязывания дружбы

- умение приветствовать других

- умение вливаться в компанию

- умение соблюдать очередность

- умение вести переговоры и заключать компромисс

- умение соблюдать правила группы

- умение понимать, каким должен быть хороший друг

Общий балл__

Максимальный балл - 30

 

Навыки ведения беседы

- умение начать разговор

- умение поддержать разговор

- умение заканчивать разговор

- умение соблюдать очередность в разговоре

- умение комментировать слова собеседника, не вступаю в конфронтацию

- умение задавать собеседнику вопросы

- умение выражать интерес к собеседнику

- умение выбирать подобающие темы

Общий балл__

Максимальный балл – 40

 

Навыки понимания мыслей и чувств

- умение проявлять чуткость к проблемам другого человека

- умение вставать на точку зрения другого человека

- умение определять чувства другого человека

- умение правильно реагировать на чувства другого человека

Общий балл__

Максимальный балл – 20

 

Навыки решения проблем

- умение понимать ответ «нет»

- умение справляться с запугиванием и насмешками

- умение справляться с тем, что тебя не принимают в компанию

- умение справляться с чужим гневом

Общий балл__

Максимальный балл - 20

 

Навыки осознания себя

- знание своих сильных сторон

- знание своих отличий от окружающих

- принятие себя

Общий балл__

Максимальный балл – 15

 

Общий балл по всему тесту __

Максимальный балл по всему тесту: 125

 

Тест на популярность[3]

 

Знаете ли вы, насколько хорошо относятся к вашему ребенку окружающие? Родителям порой нелегко определить, насколько их ребенок популярен среди сверстников. Маленьким детям недостает перспективы мышления, чтобы понять абстрактную идею популярности, а дети постарше и подростки нередко просто не хотят делиться этими сведениями с родителями. Однако в целом можно утверждать, что чем больше времени ребенок проводит со сверстниками и чем разнообразнее их времяпровождение, тем он популярнее. Ответьте на приведенные ниже вопросы (они касаются детей 6 лет и старше). Чем больше раз вы ответите «да», тем популярнее ваш ребенок.

 

· Мой ребенок ежедневно разговаривает по телефону с другими детьми.

· Мой ребенок каждые выходные общается со сверстниками.

· Мой ребенок рассказывает о своем «лучшем друге».

· Мой ребенок состоит в спортивной команде или участвует в каких-то спортивных мероприятиях по меньшей мере раз в неделю.

· Мой ребенок состоит в каком-либо внешкольном кружке, не связанном со спортом (по интересам, отряде пионеров и т.д.)

· Моего ребенка регулярно приглашают в гости на вечеринки к другим детям и на другие социальные мероприятия.

· Мой ребенок переписывается с другими детьми по обычной или электронной почте.

· Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) часто ходит в гости к другим детям на длительное время (4 часа и дольше).

· Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) время от времени ночует в гостях у кого-то из друзей или кто-то ночует из его друзей у нас дома.

· Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) вместе с другими детьми участвует во внеклассных образовательных занятиях, например в научных проектах, групповых исследованиях или совместном приготовлении уроков.