Обработка и интерпретация результатов
Порядок проведения
Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом
Ключ
Базисная копинг-стратегия | Пункты опросника, номер |
Разрешение проблем | 2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33 |
Поиск социальной поддержки | 1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32 |
Избегание | 4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30 |
Для получения общего балла по соответствующей стратегии подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.
Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)
При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.
Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.
Как проверить наличие социальных навыков[2]
Оцените владение ребенка каждым из перечисленных навыков по 5-балльной шкале, где 1 – плохо, а 5 – отлично. Имеет смысл также сделать копию списка и попросить заполнить родителя или учителя ребенка. Как правило, узнать разные мнения о владении ребенка социальными навыками бывает очень полезно.
Навыки завязывания дружбы
- умение приветствовать других
- умение вливаться в компанию
- умение соблюдать очередность
- умение вести переговоры и заключать компромисс
- умение соблюдать правила группы
- умение понимать, каким должен быть хороший друг
Общий балл__
Максимальный балл - 30
Навыки ведения беседы
- умение начать разговор
- умение поддержать разговор
- умение заканчивать разговор
- умение соблюдать очередность в разговоре
- умение комментировать слова собеседника, не вступаю в конфронтацию
- умение задавать собеседнику вопросы
- умение выражать интерес к собеседнику
- умение выбирать подобающие темы
Общий балл__
Максимальный балл – 40
Навыки понимания мыслей и чувств
- умение проявлять чуткость к проблемам другого человека
- умение вставать на точку зрения другого человека
- умение определять чувства другого человека
- умение правильно реагировать на чувства другого человека
Общий балл__
Максимальный балл – 20
Навыки решения проблем
- умение понимать ответ «нет»
- умение справляться с запугиванием и насмешками
- умение справляться с тем, что тебя не принимают в компанию
- умение справляться с чужим гневом
Общий балл__
Максимальный балл - 20
Навыки осознания себя
- знание своих сильных сторон
- знание своих отличий от окружающих
- принятие себя
Общий балл__
Максимальный балл – 15
Общий балл по всему тесту __
Максимальный балл по всему тесту: 125
Тест на популярность[3]
Знаете ли вы, насколько хорошо относятся к вашему ребенку окружающие? Родителям порой нелегко определить, насколько их ребенок популярен среди сверстников. Маленьким детям недостает перспективы мышления, чтобы понять абстрактную идею популярности, а дети постарше и подростки нередко просто не хотят делиться этими сведениями с родителями. Однако в целом можно утверждать, что чем больше времени ребенок проводит со сверстниками и чем разнообразнее их времяпровождение, тем он популярнее. Ответьте на приведенные ниже вопросы (они касаются детей 6 лет и старше). Чем больше раз вы ответите «да», тем популярнее ваш ребенок.
· Мой ребенок ежедневно разговаривает по телефону с другими детьми.
· Мой ребенок каждые выходные общается со сверстниками.
· Мой ребенок рассказывает о своем «лучшем друге».
· Мой ребенок состоит в спортивной команде или участвует в каких-то спортивных мероприятиях по меньшей мере раз в неделю.
· Мой ребенок состоит в каком-либо внешкольном кружке, не связанном со спортом (по интересам, отряде пионеров и т.д.)
· Моего ребенка регулярно приглашают в гости на вечеринки к другим детям и на другие социальные мероприятия.
· Мой ребенок переписывается с другими детьми по обычной или электронной почте.
· Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) часто ходит в гости к другим детям на длительное время (4 часа и дольше).
· Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) время от времени ночует в гостях у кого-то из друзей или кто-то ночует из его друзей у нас дома.
· Мой ребенок (вопрос для детей 8 лет и старше) вместе с другими детьми участвует во внеклассных образовательных занятиях, например в научных проектах, групповых исследованиях или совместном приготовлении уроков.