Бланк для ответа
В) сравнение ожидаемой оценки и желаемой оценки.
Б) сравнение оценок наиболее предпочитаемого и наиболее отвергаемого товарища.
Инструкция: оцени по следующим шкалам сначала товарища, наиболее тобой ценимого (предпочитаемого), потом – наиболее нелюбимого и тебе неприятного (отвергаемого).
Если данное задание предлагается после проведения социометрии, можно попросить оценить одноклассников, получивших у данного испытуемого первый положительный и первый отрицательный выбор. При обработке результатов также оцениваем степень расхождения оценок. Значительное расхождение говорит о том, что подросток сильно поляризует оценки людей, что свидетельствует о его склонности занимать заведомо неравное положение с людьми: приниженное – с сильными и доминирующее, подавляющее – со слабыми. Малое расхождение указывает на склонность к установлению демократических, равных отношений, основанных на взаимном уважении. Совпадение оценок бывает в случаях неумения дифференцированно оценивать людей.
Инструкция: оцени по следующим шкалам, сначала – каким тебя видят окружающие, потом – каким бы тебе хотелось, чтобы они тебя видели.
| Качества | Баллы | Качества | ||||||
| +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | |||
| Добрый | Злой | |||||||
| Умный | Глупый | |||||||
| Трудолюбивый | Ленивый | |||||||
| Интересный | Скучный | |||||||
| Помогает другим | Не помогает другим | |||||||
| Спокойный | Вспыльчивый | |||||||
| Мягкий | Грубый | |||||||
| Откровенный | Скрытный | |||||||
| Понимающий | Непонимающий | |||||||
| Честный | Лживый | |||||||
| Веселый | Мрачный | |||||||
| Отзывчивый | Неотзывчивый | |||||||
| Скромный | Развязный | |||||||
| Серьезный | Легкомысленный | |||||||
| Общительный | Необщительный | |||||||
| Активный | Пассивный | |||||||
| Справедливый | Несправедливый | |||||||
| Ответственный | Безответственный | |||||||
| Требовательный | Нетребовательный | |||||||
| Целеустремленный | Нецелеустремленный |
Разность полученных оценок говорит об уровне притязаний.Очень большая разность указывает на завышение уровня притязаний, очень малая – на заниженную оценку своего положения в коллективе.
4. Методика «Составь расписание на неделю»
(выявление познавательных интересов, предметной направленности).
Инструкция. Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным предметам, предусмотренным и не предусмотренным программой обучения, а также не включать в расписание уроки по не интересующим их предметам. Данная методика выявляет наличие или отсутствие широких познавательных мотивов.
Результаты обработки данных можно представить в виде следующей таблицы:
| № п/п | Фамилия, имя уч-ся | Предметы (кол-во часов) | Всего часов | Предпочитаемые предметы | ||||
| Инф-ка | Экон-ка | Мат-ка | Философия | И проч. | ||||
| Иванов | Инф., мат. | |||||||
| Петров | Филос., инф. |
5. Методика «Профессиональные намерения»
Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.
Инструкция. Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.