Бланк для ответа

В) сравнение ожидаемой оценки и желаемой оценки.

Б) сравнение оценок наиболее предпочитаемого и наиболее отвергаемого товарища.

Инструкция: оцени по следующим шкалам сначала товарища, наиболее тобой ценимого (предпочитаемого), потом – наиболее нелюбимого и тебе неприятного (отвергаемого).

Если данное задание предлагается после проведения социометрии, можно попросить оценить одноклассников, получивших у данного испытуемого первый положительный и первый отрицательный выбор. При обработке результатов также оцениваем степень расхождения оценок. Значительное расхождение говорит о том, что подросток сильно поляризует оценки людей, что свидетельствует о его склонности занимать заведомо неравное положение с людьми: приниженное – с сильными и доминирующее, подавляющее – со слабыми. Малое расхождение указывает на склонность к установлению демократических, равных отношений, основанных на взаимном уважении. Совпадение оценок бывает в случаях неумения дифференцированно оценивать людей.

Инструкция: оцени по следующим шкалам, сначала – каким тебя видят окружающие, потом – каким бы тебе хотелось, чтобы они тебя видели.

 

Качества Баллы Качества
  +3 +2 +1 -1 -2 -3  
Добрый               Злой
Умный               Глупый
Трудолюбивый               Ленивый
Интересный               Скучный
Помогает другим               Не помогает другим
Спокойный               Вспыльчивый
Мягкий               Грубый
Откровенный               Скрытный
Понимающий               Непонимающий
Честный               Лживый
Веселый               Мрачный
Отзывчивый               Неотзывчивый
Скромный               Развязный
Серьезный               Легкомысленный
Общительный               Необщительный
Активный               Пассивный
Справедливый               Несправедливый
Ответственный               Безответственный
Требовательный               Нетребовательный
Целеустремленный               Нецелеустремленный

 

Разность полученных оценок говорит об уровне притязаний.Очень большая разность указывает на завышение уровня притязаний, очень малая – на заниженную оценку своего положения в коллективе.

 

4. Методика «Составь расписание на неделю»

(выявление познавательных интересов, предметной направленности).

Инструкция. Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным предметам, предусмотренным и не предусмотренным программой обучения, а также не включать в расписание уроки по не интересующим их предметам. Данная методика выявляет наличие или отсутствие широких познавательных мотивов.

Результаты обработки данных можно представить в виде следующей таблицы:

 

№ п/п Фамилия, имя уч-ся Предметы (кол-во часов) Всего часов Предпочитаемые предметы
Инф-ка Экон-ка Мат-ка Философия И проч.
Иванов   Инф., мат.
Петров   Филос., инф.

 

 

5. Методика «Профессиональные намерения»

Под профессиональными намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности и совершенствованию в нем, опирающееся на профессиональное самоопределение.

Инструкция. Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно.