Тест оценки интеллекта

Стимульный материал

Методика исследования быстроты мышления

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления, или другими словами быстроту мышления и подвижность нервных процессов. Может использоваться как индивидуально, так и в группе. Для подросткового и юношеского возраста.

Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин. они вписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе.

Инструкция.Перед вами слова, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 минуты.

 

П - ро З - о - ок
Г - ра К - и - а
П - ле С - е - ло
К - са К - ы - а
Т - ло Т - а - а
П - ля К - у - ка
В - ра С - а - ка
С - жа Т - у - а
Д - уша С - а - а
Р - ка П - е - а
П - л - а С - я - о - ть
О - р - ч К - с - а - ник
К - р - он У - и - е - ь
З - р - о А - е - ь - ин
В - с - ок С - а - ц - я
С - г - об Ч - р - и - а
В - т - в К - п - с - а
П - д - ак Т - у - о - ть
К - р - а С - е - о - а
Б - л - он К - н - о - а

Обработка.Подсчитать количество правильно составленных слов в течение 3 минут.
Ключ. Перо, гора, поле, коса, тело, пуля, вера, сажа, душа, река, полка, обруч, картон, зерно, устав, сугроб, восток, ущелье, пиджак, бульон, звонок, книга, сверло, крыша, трава, биржа, сварка, труба, слава, пчела, святость, кустарник, учитель, апельсин, станция, чернила, капуста, трусость, слепота, контора.Интерпретация.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов (Н.П.) выступает количество правильно составленных слов:
- менее 20 слов из 40 - низкая быстрота мышления и подвижность Н.П.;
- 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность Н.П.;
- 31 и более слов - высокая быстрота мышления и подвижность Н.П.

Источник.Черемискина И. И. Методические указания для практических занятий по курсу «Специальный практикум по психологии» Методики диагностики свойств мышления для студентов факультета психологии, специальности.– Владивосток, 2007. - 10 с.

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей. Словесные способности отвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смысл высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы. Степень логического мышления свидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы. Числовые способности - это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций. Пространственные способности включают в себя пространственное воображение, владение геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве. Эти качества важны для того, чтобы уметь учиться, усваивать новую информацию, анализировать сложные ситуации и принимать разумные решения. Тест может быть использован, начиная с подросткового возраста.

Инструкция. Прежде чем приступить к выполнению данного теста, познакомьтесь с правилами самотестирования.

1. На следующих страницах содержится тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для определения ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.

2. Для выполнения всех заданий теста вам отводится строго определенное время - 15 минут. Поэтому, начиная выполнять задания теста, включите секундомер или засеките время с точностью до секунды, а еще лучше - попросите кого-нибудь проследить за временем.

3. Тест для измерения интеллектуальных способностей можно использовать только один раз. Поэтому, если вы из любопытства познакомитесь с содержанием тестовых заданий или правильными ответами, то получить с их помощью точной оценки своих возможностей вы уже не сумеете. По этой же причине, когда вы начнете выполнять тестовые задания, не забегайте вперед к правильным ответам. Правильность своих ответов вы можете оценить, только выполнив весь тест.

4. Приступайте к самотестированию только хорошо отдохнувшими и здоровыми. Перед началом работы с тестами выберите удобное место, где бы вас ничто не отвлекало в течение всего времени тестирования. Попросите близких не мешать вам, отключите телефон, выключите телевизор и радио. Не следует обсуждать с кем-нибудь задания в ходе работы и допускать, чтобы кто-то вам помогал.

5. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.

6. Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

Все свои ответы заносите в бланк ответов к тесту оценки уровня интеллекта рядом с номером вопроса.