Анализ результатов.

Ключ

Стимульный материал

Ключ

А Овца - стадо
Б Малина - ягода
В Море - океан
Г Свет - темнота
Д Отравление - смерть
Е Враг - неприятель
испуг - бегство А Б В Г Д Е
физика - наука А Б В Г Д Е
правильно - верно А Б В Г Д Е
грядка - огород А Б В Г Д Е
пара - два А Б В Г Д Е
слово - фраза А Б В Г Д Е
бодрый - вялый А Б В Г Д Е
свобода - воля А Б В Г Д Е
страна - город А Б В Г Д Е
похвала - брань А Б В Г Д Е
месть - поджог А Б В Г Д Е
десять - число А Б В Г Д Е
плакать - реветь А Б В Г Д Е
глава - роман А Б В Г Д Е
покой - движение А Б В Г Д Е
смелость - геройство А Б В Г Д Е
прохлада - мороз А Б В Г Д Е
обман - недоверие А Б В Г Д Е
пение - искусство А Б В Г Д Е
тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Норма правильных ответов 5 и больше.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о ложном понимании аналогии.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

3.Методика "Выделение существенных признаков"

Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Материал.Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Инструкция для детей и подростков.Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых.В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.