Анализ результатов.
Ключ
Стимульный материал
Ключ
А | Овца - стадо |
Б | Малина - ягода |
В | Море - океан |
Г | Свет - темнота |
Д | Отравление - смерть |
Е | Враг - неприятель |
испуг - бегство | А | Б | В | Г | Д | Е | |
физика - наука | А | Б | В | Г | Д | Е | |
правильно - верно | А | Б | В | Г | Д | Е | |
грядка - огород | А | Б | В | Г | Д | Е | |
пара - два | А | Б | В | Г | Д | Е | |
слово - фраза | А | Б | В | Г | Д | Е | |
бодрый - вялый | А | Б | В | Г | Д | Е | |
свобода - воля | А | Б | В | Г | Д | Е | |
страна - город | А | Б | В | Г | Д | Е | |
похвала - брань | А | Б | В | Г | Д | Е | |
месть - поджог | А | Б | В | Г | Д | Е | |
десять - число | А | Б | В | Г | Д | Е | |
плакать - реветь | А | Б | В | Г | Д | Е | |
глава - роман | А | Б | В | Г | Д | Е | |
покой - движение | А | Б | В | Г | Д | Е | |
смелость - геройство | А | Б | В | Г | Д | Е | |
прохлада - мороз | А | Б | В | Г | Д | Е | |
обман - недоверие | А | Б | В | Г | Д | Е | |
пение - искусство | А | Б | В | Г | Д | Е | |
тумбочка - шкаф | А | Б | В | Г | Д | Е |
Д | Б | Е | А | Е | А | Г | Е | В | Г | Д | Б | Е | А | Г | Е | В | Д | Б | В |
Норма правильных ответов 5 и больше.
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о ложном понимании аналогии.
Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".
3.Методика "Выделение существенных признаков"
Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.
Материал.Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.
Инструкция для детей и подростков.Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".
Инструкция для взрослых.В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.