Правильные ответы
Обработка результатов
Мышление
Шкала оценки уровня кратковременного запоминания
Анализ результатов и выводы.
На основании количественных данных, графика и словесного отчета проанализировать ход процесса запоминания у данного испытуемого.
Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе (объем непосредственного запоминания и график процента запомненных рядов).
По сводным данным группы показать индивидуальные различия испытуемых.
Для индивидуальной оценки результатов можно использовать нижеприведенную таблицу по оценке уровня кратковременного запоминания:
Коэффициент объема памяти (V) | Уровень кратковременного запоминания |
очень высокий | |
8-9 | высокий |
средний | |
6-5 | низкий |
3-4 | очень низкий |
Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, равное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен. Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование памяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря систематической тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.
1.Методика "Количественные отношения"
Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 мин.
Инструкция.Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. В каждой задаче Вам необходимо указать, в каком отношении находятся буквы, стоящие под чертой. Время решения всех задач – 5 мин.
1.
А больше Б в 9 раз
Б меньше В в 4 раза
В А
2.
А меньше Б в 10 раз
Б меньше В в 6 раз
А В
3.
А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 6 раз
В А
4.
А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раза
В А
5.
А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 раз
А В
6.
А больше Б в 9 раз
Б меньше В в 12 раз
В А
7.
А больше Б в 6 раз
Б больше В в 7 раз
А В
8.
А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 5 раз
В А
9.
А меньше Б в 10 раз
Б больше В в 3 раза
В А
10.
А меньше Б в 2 раза
Б больше В в 8 раз
А В
11.
А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 4 раза
В А
12.
А больше Б в 2 раза
Б меньше В в 5 раз
А В
13.
А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 6 раз
В А
14.
А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 2 раза
А В
15.
А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 3 раза
В А
16.
А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 3 раза
А В
17.
А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 7 раз
В А
18. А больше Б в 3 раза
Б меньше В в 5 раз
А В
Подсчитывается количество правильных ответов. Норма взрослого человека — 10 и более.
1. | В<А | 7. | А<В | 13. | В<А |
2. | А<В | 8. | В<А | 14. | А<В |
3. | В>А | 9. | В>А | 15. | В<А |
4. | В<А | 10. | А>В | 16. | А<В |
5. | А>В | 11. | В<А | 17. | В>А |
6. | В>А | 12. | А<В | 18. | А>В |
2.Методика "Сложные аналогии"
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Материал:бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.
Инструкция.На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр. Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.
Стимульный материал: