Бланк для заполнения
Стимульный материал
Внимание
Методики для исследования познавательной сферы личности
Приложение 1
1.Методика «Расстановка чисел»
Методика предназначена для оценки произвольного внимания (в том числе для подросткового и юношеского возраста). Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.
Инструкция: в течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.
Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.
Таблица 47
Источник. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.
2. Методика «Корректурная проба» (Буквенный вариант)
Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы — 5 минут.
Может быть использована для изучения свойств внимания в подростковом и юношеском возрасте.
Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы —5 минут.
Пример: Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Е
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания — 850 знаков и выше, концентрация — 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально.
Стимульный материал к тесту «Корректуарная проба» (в масштабе 1:2)
Источник. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.
3. Методика «Красно-черная таблица»
Оценка переключения и распределения внимания. Может быть использована для обследования детей и взрослых.
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.
Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке.
Инструкция для взрослых. На Вашем бланке 25 красных и 24 черных числа. Вы должны отыскать черные числа в возрастающей последовательности (от 1 до 24), а затем красные числа в убывающей последовательности (от 25 до 1). Каждый раз, находя необходимое число, запишите букву, соответствующую этому числу.
Время выполнения задания фиксируется.
Вторая инструкция: «Возьмите второй бланк. Теперь Вы должны отыскивать красные числа в убывающем порядке, и черные числа в возрастающем порядке одновременно, попеременно. Например: красная цифра 25, черная цифра 1, красная цифра 24, черная цифра 2 и так далее.
Буквы, соответствующие красным цифрам записываются в одном ряду (сверху), а соответствующие черным – в другом (снизу), таким образом получается два ряда букв».
Инструкция для детей. На этой таблице красные числа от 1 до 24 и черные числа от 1 до 25 расположены не по порядку. Ты должен показывать и называть черные числа в возрастающем порядке, а красные – в убывающем одновременно, по очереди: 1 – черное, 24 – красное, 2 – черное, 23 – красное и так далее.