Диагностика личности подростка

Обработка и интерпретация результатов

Исследование стереотипов восприятия успешного ученика

Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению, обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.

  1. Дисциплинированный.
  2. Умный, сообразительный.
  3. Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.
  4. Хорошая память.
  5. Трудолюбивый, усидчивый.
  6. Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).
  7. Владеет самоконтролем.
  8. Умеет планировать работу и выполнять свой план.
  9. Любознательный, любит учиться.
  10. Всегда нацелен на успех.
  11. Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.
  12. Работает на оценку.
  13. Хорошее внимание.
  14. Ответственный.
  15. Умеет работать с книгой.
  16. Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.
  17. Аккуратный.
  18. Независимый в суждениях.
  19. Уверенный в себе.
  20. Всегда ищет оригинальное решение.
  21. Жизнерадостный.
  22. Способен отстаивать свои убеждения.
  23. Твердая воля.
  24. Не конфликтует с учителем, покладистый.
  25. Еще какое?

Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий (11, 18, 20, 22), общетрудовой (1, 5, 14, 17), владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15), обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9), мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23), приспособительный (6, 12, 16, 24), комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.

Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости.

 

Инструкция

- Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты – заканчивать его.

- Теперь – внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем, начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:

- Каждое утро…

Похвалите ребёнка, скажите, что он всё правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию ещё раз. Можно предложить ещё один пример:

- Многое отдал бы за то, чтобы я …

При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребёнок обдумывает ответ, отсчитываю про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каж­дого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным липам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам: к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предла­гаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.

Интерпретация теста

Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказыванияребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

"Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви – SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание". Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога- практика, поскольку дезадаптацияво всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.

Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии. 1 балл - умеренные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, опенку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: "Я не знаю, что думаю о себе" на предложение: "Мои близкие думаютобо мне, что я..." указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предположение может быть подтверждено иди опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:

а) отношение к матери – 3, 15,

б) отношение к отцу -7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам – 5, 11,

г) отношение к семье – 2, 10,

д) отношение к ровесникам – 4, 8, 12,

е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18.

ж) отношение к людям в целом – 1,

з) отношение к собственным способностям – 6, 21,

и) негативные переживания, страхи – 13, 17, 19,

к) отношение к болезни – 14,

л) мечты и планы на будущее – 20, 22, 24,

 

Тест незаконченных предложений

1. Я думаю, что людей больше…

2. Ребенок в семье

3. Мы любим маму, а …

4. Бываем среди детей, но…

5. Мой брат (сестра)…

6. Я достаточно ловкий, чтобы

7. Отцы иногда…

8. Люди, с которыми я общаюсь…

9. Чтобы наш папа…

10. Мои близкие думают обо мне, что я…

11. Если бы мой брат (сестра)…

12. Мои друзья меня часто…

13. Я хочу, чтобы у меня не было…

14. Больной ребенок…

15. Я думал, что мама чаще всего…

16. Если бы не было школы…

17. Я весь трясусь, когда…

18. Когда думаю о школе, то…

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…

20. Был бы очень счастлив, если бы я…

21. Я самый слабый…

22. В будущем я хотел бы…

23. Мой учитель(учительница, учителя)…

24. Всегда мечтаю…