Диагностика личности подростка
Обработка и интерпретация результатов
Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
Инструкция. Определите, какими качествами должен, по вашему мнению, обладать школьник, чтобы достичь хороших и отличных результатов в учебе. Для этого выберите шесть-семь (не более) самых важных, значимых качеств.
- Дисциплинированный.
- Умный, сообразительный.
- Умеет самостоятельно ставить перед собой цели в учебной работе.
- Хорошая память.
- Трудолюбивый, усидчивый.
- Умеет использовать чужой труд (конспекты, решение задач и пр.).
- Владеет самоконтролем.
- Умеет планировать работу и выполнять свой план.
- Любознательный, любит учиться.
- Всегда нацелен на успех.
- Инициативный, не ждет, когда учитель заставит работать.
- Работает на оценку.
- Хорошее внимание.
- Ответственный.
- Умеет работать с книгой.
- Умеет списать или воспользоваться шпаргалкой.
- Аккуратный.
- Независимый в суждениях.
- Уверенный в себе.
- Всегда ищет оригинальное решение.
- Жизнерадостный.
- Способен отстаивать свои убеждения.
- Твердая воля.
- Не конфликтует с учителем, покладистый.
- Еще какое?
Анализируется состав выделенных качеств; с учетом преобладания соответствующих качеств можно выявить следующие инструментальные типы успешного ученика: субъективно-творческий (11, 18, 20, 22), общетрудовой (1, 5, 14, 17), владеющий учебными умениями (3, 7. 8, 15), обладающий хорошими познавательными способностями (2, 4, 13, 9), мотивационно-волевой (10, 19, 21, 23), приспособительный (6, 12, 16, 24), комбинированный, вбирающий в себя разнотипные качества.
Выявленный стереотип позволяет проникнуть в индивидуальное представление школьника о сущности учебной деятельности, о технологии успеха: его ценностное отношение к творческому стилю деятельности, понимание значимости базовых учебных Умений, склонности к формально-приспособительной тактике учебного поведения, предпочтительное отнесение успеха на счет либо врожденных качеств ума, либо волевой напористости.
Инструкция
- Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду называть тебе начало предложения, а ты – заканчивать его.
- Теперь – внимание! Отвечать нужно быстро, и каждый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Прежде чем, начнем игру, можно немного потренироваться. Например, я говорю начало предложения:
- Каждое утро…
Похвалите ребёнка, скажите, что он всё правильно понял, а если вам показалось, что он назвал не первое окончание предложения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструкцию ещё раз. Можно предложить ещё один пример:
- Многое отдал бы за то, чтобы я …
При необходимости объясните правило еще раз. Многие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психологом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребёнок обдумывает ответ, отсчитываю про себя 3 с. и ставить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в устной форме.
В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения ребенка к разным липам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам: к школе, учителям; видам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, предлагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему распределялись равномерно, а не группировались вместе.
Интерпретация теста
Основу интерпретации составляют содержательный анализ ответов, частота дополнительной части предложения, время ответа, а также высказыванияребенка по поводу того, насколько предложенные фразы соответствует реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).
"Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифицированный тест Сакса и Леви – SSCT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание". Социальную позицию ребенка исследуют предложения, направленные на изучение его отношения к группе сверстников, учителям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются признаки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога- практика, поскольку дезадаптацияво всех сферах межличностных отношений является симптомом аномального развития личности.
Автор методики вслед за Саксом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серьезные нарушения, требующие психотерапии. 1 балл - умеренные нарушения).
Самопонимание ребенка изучается с помощью предложений, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, опенку своих возможностей, а также рефлексивную самооценку, формирующуюся к началу подросткового возраста. Так, ответ 12-летнего ребенка: "Я не знаю, что думаю о себе" на предложение: "Мои близкие думаютобо мне, что я..." указывает на запаздывание формирования рефлексивной оценки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейтральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как предположение может быть подтверждено иди опровергнуто на основе данных того же теста незаконченных предложений.
Для интерпретации отдельных предложений они сгруппированы по следующим категориям:
а) отношение к матери – 3, 15,
б) отношение к отцу -7, 9,
в) отношение к братьям, сестрам – 5, 11,
г) отношение к семье – 2, 10,
д) отношение к ровесникам – 4, 8, 12,
е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18.
ж) отношение к людям в целом – 1,
з) отношение к собственным способностям – 6, 21,
и) негативные переживания, страхи – 13, 17, 19,
к) отношение к болезни – 14,
л) мечты и планы на будущее – 20, 22, 24,
Тест незаконченных предложений
1. Я думаю, что людей больше…
2. Ребенок в семье
3. Мы любим маму, а …
4. Бываем среди детей, но…
5. Мой брат (сестра)…
6. Я достаточно ловкий, чтобы
7. Отцы иногда…
8. Люди, с которыми я общаюсь…
9. Чтобы наш папа…
10. Мои близкие думают обо мне, что я…
11. Если бы мой брат (сестра)…
12. Мои друзья меня часто…
13. Я хочу, чтобы у меня не было…
14. Больной ребенок…
15. Я думал, что мама чаще всего…
16. Если бы не было школы…
17. Я весь трясусь, когда…
18. Когда думаю о школе, то…
19. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
20. Был бы очень счастлив, если бы я…
21. Я самый слабый…
22. В будущем я хотел бы…
23. Мой учитель(учительница, учителя)…
24. Всегда мечтаю…