Интенсивность движения и уровень загрузки автомобильной дороги транспортными потоками
Эффективная работа автомобильного транспорта в большой степени зависит от транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Важными транспортно-эксплуатационными показателями являются: интенсивность движения, пропускная и провозная способность, уровень загрузки дороги движением, скорость транспортного потока, плотность потока, себестоимость перевозки пассажиров и грузов и др.
Указанные параметры, наряду с показателями безопасности движения автомобилей, не только отражают эксплуатационное состояние дорог в различные периоды года, но и позволяют оценить эффективность мероприятий по ремонту дорог и организации движения.
Интенсивность движения – количество автотранспортных средств, проходящих через данное сечение дороги в единицу времени.
Интенсивность движения и состав транспортного потока определяются визуально. Фиксируется количество транспортных средств, прошедших по дороге за единицу времени по каждой полосе движения, с разделением грузовых автомобилей на группы в зависимости от их массы.
Среди методов определения параметров транспортного потока можно выделить: 1) контактно-механические; 2) магнитно-индуктивные; 3) зондирующих импульсов; 4) по излучению автомобиля. Для них используют детекторы транспорта.
Интенсивность расчетная – интенсивность в транспортных единицах в сутки, устанавливаемая на определенный период прогнозирования и принимаемая при проектировании.
Уровень загрузки дороги движением рассчитывают по формуле:
Z =N /Р,
где N – среднечасовая интенсивность движения, приведенная к легковому автомобилю, авт./ч.;
Р – максимальная пропускная способность, авт./ч.
Пропускная способность максимальное число автомобилей, которое может пропустить данное сечение, участок или дорога в целом в единицу времени с максимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения, и определяемой в каждом конкретном случае состоянием проезжей части, плотностью движения и иными дорожными условиями.
Для оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги определяют фактически обеспеченную максимальную скорость одиночного легкового автомобиля, средние скорости свободного движения и транспортного потока.
Среднюю скорость свободного движения по результатам измерения при невысокой интенсивности транспортного потока:
Где Vi – мгновенная скорость i-ого автомобиля на данном участке, км/ч; n- число автомобилей, для которых измерены скорости.
Уровень загрузки – это отношение интенсивности движения к пропускной способности. Определяют по формуле
Z=N/P
Различают 6 уровней загрузки а/д:
Уровень загрузки А- максимальная интенсивность движения не превышает 20% от пропускной способности. Уровень загрузки Б-максимальная интенсивность движения 20%-50% от пропускной способности.
Уровень загрузки В- максимальная интенсивность движения составляет 50%-70% от пропускной способности.
Уровень загрузки Г – максимальная интенсивность движения 70%-90% от пропускной способности.
Уровень загрузки Г-а – максимальная интенсивность движения 90%-100%.
Уровень загрузки Г-б – максимальная интенсивность движения превышает 90%.
Уровень загрузки может быть определен количеством автомобилей на единицу длины дороги.
q=Nавт/L
С уровнем загрузки дороги непосредственно связаны удобства движения, чем меньше дорога загружена тем больше удобств для движения. Сообразуясь уровнями загрузки, удобства движения на дороге характеризуются следующим образом:
Свободное движение(уровень загрузки А);
Движение группами (уровень загрузки Б);
Движение большими группами(уровень загрузки В);
Движение колонной с интервалом внутри нее(уровень загрузки Г);
Движение непрерывной колонны (уровень загрузки Г-а);
Движение непрерывной колонной с остановками(уровень загрузки Г-б);
Уровни удобства, характеризующие изменение взаимодействия автомобилей в транспортном потоке, следует использовать:
для обоснования числа полос движения на всей дороге и на ее отдельных участках;
для обоснования ширины полосы отвода;
при разработке стадийных мероприятий по повышению пропускной способности;
для выбора средств регулирования движения;
при установлении предельной интенсивности для рассматриваемой категории дорог с учетом района и ее приложения и движения на ней.
Основными характеристиками уровней загрузки движения кроме уровня загрузки принята скорость (коэффициент скорости) и интенсивность движения (коэффициент насыщения движением). Коэффициент скорости движения:
где Vz – средняя скорость движения при рассматриваемом уровне удобства;
Vz – то же, при уровне удобства А.
Коэффициент насыщения движением:
где qmax – средняя плотность движения при рассматриваемом уровне, авт./км;
qz – максимальная плотность движения, авт./км.
16. Методы оценки безопасности дорожного движения.
Для принятия решения о проектирования, реконструкции, капремонта и содержания а/д необходимо учитывать не только тенденции развития автотранспорта, но и вероятность возникновения ДТП.
Оценка безопасности осуществляется следующими методами:
Статический метод.
Основан на учете данных статистической отчетности и прогнозов изменения аварийности в результате применения определенных организационно-технических мероприятий.
Прогноз аварийности определяется по формуле:
авто/год
– среднегодовое количество аварий до введения мероприятия, авто/год;
– снижение числа аварий в долях единицы.
В случаях, если применяется несколько мер по снижению аварийности, то
Метод потенциальной опасности.
Основан на системе прогнозирования аварийнойсти путем учета отдельных или совокупных факторов, приводящих к возникновению ДТП. Базируется этот метод на оценке ситуации эксптом, который учитывает степень влияния различных факторов на возникновение ДТП. К числу факторов относят: скорость, интенсивность, система регулирования транспортного потока, условия движения транспортного потока, режим работы светофоров и т.д.
Метод конфликтных ситуаций.
Заключается в экспериментальном определении числа конфликтных ситуаций с последующим пересчетом на число аварий. Под конфликтной ситуацией подразумевается состояние, при котором в течении последующего времени (до 1 сек) произойдет столкновение или иная коллизия, если хотя бы один из участников не предпримет уклончивые действия.
Метод конфликтных точек.
Основан на определении количества конфликтных точек, их суммировании и последующем пересчете на бальную систему или определении опасности по количеству конфликтных точек. Чем выше количество конфликтных точек, тем больше опасность участка дороги или перекрестка.
Простейшая модификация метода заключается в элементарном подсчете конфликтных точек. Последующая модификация мтала различать конфликтные точки по степени опасности:
пересечения – 5 баллов;
слияния – 3 балла;
разветвления – 1 балл.
Чем меньше ∑ баллов, тем безопаснее перекресток.