Дефекты цементобетонных покрытий а/д и способы ее оценки.
Ровность дорожных покрытий республиканских и местных дорог. Способы определения, нормативные требования.
Нормативный документ ТКП 140-2008(02191) «Автомобильные дороги .Порядок диагностики»
Оценку транспортно-эксплуатационного состояния покрытия проезжей части по продольной ровности оценивают международным индексом ровности (IRI) по участкам длиной 100 м и 1 км.
“Международный индекс ровности”(IRI) основывается на моделировании обратной реакции транспортного средства, двигающегося со скоростью 80 км/ч, на имеющиеся на проезжей части неровности. Данное моделирование является «Эталонным средним скорректированным уклоном», который выражается отношением суммарного движения подвески транспортного средства к расстоянию, преодолённому за время измерений. Результаты измерений выражаются в м/км.
Предельно допустимые значения ровности дорог с усовершенствованными покрытиями, находящихся в эксплуатации, приведены в таблице 1.
Категория | Предельно допустимые значения ровности дорог IRI, м/км |
I | 4.50 |
II | 5.50 |
III | 6.20 |
IV | 6.70 |
V | 7.90 |
По степени точности методы испытаний покрытий автомобильных дорог по продольной ровности делят на 3 класса точности. Требуемые значения точности и используемые методы испытаний приведены:
Класс точности | Метод испытаний | Показатель продольной ровности | Точность не менее, % |
профилометрический | IRI, м/км | ||
высокоточного нивелирования | IRI, м/км | ||
прибором типа APL | IRI, м/км | ||
прибором типа толчкомер | показатель ровности, см/км | ||
прибором типа ПКРС-2У | показатель ровности, см/км |
Для определения показателя продольной ровности покрытия дорог, находящихся в эксплуатации, могут применятся методы испытания 1-3 класса точности. Для дорог, сдаваемых в эксплуатацию, могут применятся методы испытания 1-2 класса точности.
При использовании методов 3 класса точности для оценки продольной ровности покрытия, устанавливают корреляционные зависимости между показателем ровности используемого прибора и показателем ровности IRI. Корреляционные зависимости требуется устанавливать не менее одного раза в квартал.
Дефект - любое несоответствие свойств объекта заданным, требуемым или ожидаемым его свойствам, нарушающим исправность, работоспособность или правильность функционирования объекта.
Трещины. Для цементобетонных покрытий характерны поверхностные (очень тонкие) и сквозные трещины. Поверхностные тонкие трещины, расположенные через каждые 0,5..1 см в различных направлениях, образуются в период твердения бетона в результате усадки при неудовлетворительном уходе за ним. Сквозные трещины имеют произвольное очертание и расположение. Причина появления таких трещин может быть разной. Они могут образоваться в связи с недостаточной прочностью земляного полотна, вызванной морозным пучением, а также малой толщиной бетонной плиты или неоднородностью самого бетона. Кроме того, несовпадение в плане прокладки шва по горизонтали, недостаточная устойчивость конструкции каркаса шва и плохое закрепление штырей приводят к образованию сквозных трещин, расположенных параллельно поперечным швам на расстоянии около 25 см от них.
Незаполненные швы - швы, не заполненные мастикой. Записывается общая длина дефекта в погонных метрах.
Повреждение кромок швов - сколы и выкрашивание бетонных плит размером до 10 см от шва. Измеряется общая длина дефекта в погонных метрах.
Заплаты - замененная плита или ее часть (нанесение дополнительного материала после первоначального строительства). При диагностике измеряется площадь заплат в квадратных метрах.
Смещение по высоте смежных элементов - разность по высоте между обеими сторонами шва или трещины. Записывают число вертикальных смещений плит.
Разрушение плит - потеря целостности плит с образованием отдельных ее участков и наличием сколов, выбоин, трещин, отсутствие единой поверхности. Записывается площадь дефектной поверхности в квадратных метрах.
Выкрашивание поверхностной обработки - потеря щебня на участках с поверхностной обработкой. Записывается площадь повреждения в квадратных метрах.