С помощью толчкомеров
С использованием измерительной рейки.
Методы определения ровности дорожных покрытий.
Влияние погодно-климатических факторов на эксплуатационное состояние а/д.
Погодно – климатические факторы влияющие на дорогу:
К таким факторам относят:
- температура воздуха
- осадки
- туманы
- облачность
Туманы резко снижают видимость дороги. Они образуются вследствие концентрации влаги около поверхности земли.
Облачность также уменьшает видимость автомобилей и дорожной обстановки во время движения.
Температура воздуха и осадки влияют на коэффициент сцепления.
Следует учитывать что при увеличении температуры уменьшается прочность дорожной одежды, что приводит к образованию трещин и разрушению покрытия. Т.е. имеется необходимость уменьшать нагрузку на дорогу в летний период.
Так при отрицательных температурах и при выпадении осадков коэффициент сцепления резко уменьшается.
Измерение коэффициента сцепления производят следующими способами:
-Измерение коэффициента сцепления портативным прибором ППК-МАДИ
-Измерение коэффициента сопротивления заносу установкой тестер сцепления Grip Tester (Франция)
-Измерение коэффициента сцепления дорожных покрытий
лабораторией КП-511 (ПКРС-2, ПКРС-2У)
-Определение коэффициента сцепления при помощи автомобиля
(метод экстренного торможения метод отрицательного ускорения)
Температура воздуха особенно важна в зимний период, когда на дороге образуется гололед. Для исключения образования гололеда необходимо заранее прогнозировать температуру окружающей среды.
Система предупреждения о гололеде позволяет получать данные ос местных атмосферных условиях, позволят заранее прогнозировать наступление гололеда, что дает возможность уменьшить расход противогололедных материалов.
Для оценки ровности покрытия используют различные методы. В качестве численных критериев используются:
1) величина и число просветов (в миллиметрах) под измерительной рейкой;
2) сумма сжатий рессор автомобиля или специального прицепа (в сантиметрах на 1км) при движении со скоростью 50 км/ч;
3) коэффициент ровности;
4) показатель ровности покрытия IRI и др.
Методика определения ровности дорожного покрытия:
Измерение проводят, прикладывая рейку к пов-сти покр. на расст 0,5-1,0 м от каждой кромки или края полосы движения. При кажд. приложен. рейки измер. величину 5 просветов под ней в местах, соответствующих меткам на ее боковых гранях. Общее число просветов под рейкой принимают за 100 % и определ. число просветов, превыш. макс допустимую величину, и число просветов < мин допустимой величины.
Полученные в полевых условиях данные обрабатывают, как правило, по каждому километру отдельно. При этом определяют общее количество просветов данной величины и их процентное значение в общей совокупности просветов. На дороге с многополосной проезжей частью покилометровая обработка может вестись отдельно для каждой полосы. В итоге составляется таблица.
Оценка соответствия фактической ровности требованиям дается на основе СНиП 3.06.03-85 с учетом того, что на эксплуатируемых дорогах подавляющая часть просветов под трехметровой рейкой не должна превышать:
1) 5 мм - на капитальных покрытиях;
2) 7 мм - на облегченных;
3) 15 мм - на переходных.
Принцип определения ровности покрытия заключается в измерении и суммировании колебаний кузова движущегося автомобиля относительно его заднего моста на участке длиной 1 км. Ровность дорожного покрытия измеряй прибором, который называют толчкомером.
Толчкомер конструкции ТХК-2 устанавливают в кузове автомобиля над его задним мостом. Толчкомер состоит из трех основных узлов: счетного механизма, его системы крепления к кузову автомобиля и соединения с задним мостом автомобиля.
Колебание рессор через гибкий тросик передается на барабан счетного механизма. Ровность дорожных покрытий оценивают суммарным сжатием рессор автомобиля на участке дороги длиной I км при постоянной скорости движения 50 км/ч.
При измерении на расстоянии 400 м от измеряемого участка автомобиль разгоняют до постоянной скорости. В момент пересечения автомобилемствора километрового знака нажимают кнопку включения печатающего механизма и на ленте регистрируется отсчет толчкомера. По разнице между начальным и конечным отсчетами определяют ровность покрытия на участке каждое километра. Производительность толчкомера TХK-2 составляет 170 км/смену.
По результатам измерения строят линейный график ровности покрытия (толчкограмму).
3) профилогроф – передвижная лаборатория для измерения профиля дорожного покрытия для непрерывного обследования до 400 км одной полосы профильных характеристик а.д. (прод., попер. ровностей и геометрических параметров).