ЗАДАЧИ. ЦЕЛИ МАРКЕТИНГА ГОРОДА

Основной целью субъектов территориального маркетинга является повышение привлекательности территории как комплекса ресурсов, условий, отношений, объектов, что позволит в рыночных (конкурентных) условиях переориентировать поток ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и др.) и выиграть в соревновании с другими территориями.

Маркетинг города ценен не сам по себе, а как инструмент решения конкретных городских проблем.В противном случае он часто не только не решает, но и усугубляет проблемы, тормозящие развитие города.

Практика показывает, что с помощью маркетинга можно решать самые разные городские задачи, начиная от масштабных (например, расширение налоговой базы или создание новых рабочих мест) и заканчивая локальными (реконструкция городского парка или улучшение уличного освещения).

Если же говорить в целом, то маркетинг города нацелен на рост благосостояния жителейчерез формирование городской среды, благоприятной для жизни и ведения хозяйственной деятельности.

Выделяются четыре основные задачи маркетинга:

• формирование благоприятного инвестиционного климата в городе,

• развитие туризма,

• привлечение жителей,

• стимулирование продаж местных производителей.

Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих:

· формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;

· расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных, муниципальных программ;

· привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов;

· повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;

· стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.

3. Субъекты, целевые группы городского маркетинга. Группы влияния:

Субъектами городского маркетинга чаще всего являются:

· государственные и муниципальные органы власти;

· структуры, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ, общественного транспорта, и других составляющих элементов инфраструктуры города;

· компании, занимающиеся организацией досуговой и туристической деятельности на данной территории;

· всё городское сообщество, которое может и должно внести вклад в развитие города (предприниматели, чиновники, общественные организации, журналисты, врачи и т.д.)

Именно эти структуры должны заниматься созданием благоприятного климата в городе, комфортных условий для проживания и работы в нём, продвигать интересы города и создавать для всех целевых групп его неповторимый имидж.

К потребителей маркетинга города. оносятся

  • население муниципального образования
  • хозяйствующие на территории города субъекты
  • гости, прибывающие в город в деловых или личных целях
  • инвесторы.

Целевые группы как во внешнем, так и во внутреннем маркетинге определить несложно, исходя из его задач.

Во внешнем маркетинге таких групп, по сути, может быть четыре: инвесторы, туристы, потенциальные жители и сторонние группы влияния.

Привлечение инвестиций и развитие туризма как факторы развития города не вызывают вопросов. Потенциальные жители – это те категории граждан, которые могли бы выбрать город в качестве постоянного места жительства, но по каким-либо причинам пока не сделали этого. А вот о сторонних группах влияния стоит сказать подробнее.

Сторонние группы влияния – это те категории людей, которые не проживают в городе (часто даже и не бывают в нем), но оказывают значительное влияние на его жизнедеятельность. К ним относятся, например, чиновники вышестоящих уровней власти (региональных и федеральных).

 

Рассматривая маркетинг территорий, мы можем выделить следующие группы влияния:

· потребители ресурсов территории и общественных услуг, предоставляемых исполнительным органом власти территории;

· другие территории, с которыми территория сотрудничает, часто соседствует, и которые выступают как конкуренты в борьбе за финансовую помощь вышестоящих бюджетов и в привлечении ресурсов (финансовых, материальных, человеческих и других) на свою территорию;

· головные организации и учреждения, филиалы и структурные подразделения которых осуществляют свою деятельность на территории;

· вышестоящие органы исполнительной власти, которые осуществляют возложенные на них функции на данной территории. Например, для уровня муниципального образования таким элементом внешней среды является Правительство субъекта федерации. Часто вышестоящие органы исполнительной власти являются посредником в движении средств (материальных, финансовых) из федерального бюджета и целевых программ.

Интересно, что население города, как и бизнес-структуры, функционирующие на его территории, являются как субъектами, так и объектами маркетинга города. То есть территориальный маркетинг подразумевает некое постоянное саморазвитие, участие каждого жителя города и каждой организации, функционирующей на его территории, в развитие данной территории.