Значение преград и содействующих причин участия в конкурсе художественного творчества.
II. Участие в конкурсах художественного творчества.
Вторая группа вопросов полностью посвящена участию школьников в конкурсах детского художественного творчества и дает нам ту информацию, с помощью которой мы можем примерно составить характеристику заинтересованности самих школьников, а также их творческой активности. Сюда вошло пять вопросов, причем первый общий вопрос ставит условие о дальнейших ответах на определенные вопросы, относящиеся к положительному ответу (67%); и ответы на вопросы, последовавшие вследствие отрицательного ответа (33%). Ответы семиклассников дают понять, что все те, кто в первой группе вопросов ответили на второй вопрос в отдельной категории ответов, написанные самими школьниками о конкурсах рисунка, отметили положительный вариант ответа. Все остальные – отрицательный.
Вопрос | Варианты ответов и результаты (школьники, %) | |
1. Ты когда-нибудь участвовал(а) в конкурсах художественного творчества? | А) да | Б) нет |
67% | 33% |
Вторые вопросы второй группы для всех отвечающих имеет единое смысловое значение, и предлагает исследователю увидеть истинные причины участия или неучастия в конкурсах художественного творчества. Из данных ответов следует, что большое значение для школьников имеет заинтересованность в предлагаемой организаторами конкурса теме. Так 51% учеников назвали вышеназванную причину участия, и 21 % - как причину неучастия. Для активных и пассивных детей в данной конкурсной деятельности одной из главных причин участия или неучастия является наличие или отсутствие приза. 48 % детей, ответивших положительно на первый вопрос второй группы вопросов, и 17 % из тех, кто отрицательно ответил на первый вопрос второй группы вопросов, считают важным участие в этом же конкурсе своих друзей или одноклассников, тогда как уговоры родителей и учителей составляют всего 2 % в первом случае и 0 % - во втором. Однако, стремление победить у активных детей набирает 16 %, тогда, как у пассивных его отсутствие равно 0 %. Для семиклассников, не участвующих в конкурсах, большое значение имеет информированность. Так 28% учеников называют эту причину. То есть гипотетически мы можем предположить, что такие дети, если бы знали об этом событии, то приняли бы в нем участие. В числе других причин, оказавших влияние на неучастие школьников в конкурсной деятельности, были названы отсутствие таланта и неумение рисовать.
2.Что способствовало твоему участию в конкурсах художественного творчества? | Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, % |
А) стремление победить | 16 % |
Б) уговоры учителей, родителей | 0 % |
В) интересная тема для рисования | 51 % |
Г) участие в этом же конкурсе моих друзей, одноклассников | 48 % |
Д) приз | 44 % |
Е) я знал об этом конкурсе | 16 % |
Ё) другой вариант ответа | 0 % |
2)Что мешало твоему участию в конкурсах художественного творчества? | Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, % |
А) отсутствие стремления победить | 0 % |
Б) учителя и родители не уговаривали | 2% |
В) не интересная тема для рисования | 21 % |
Г) в этом конкурсе не участвовали мои друзья, одноклассники | 17 % |
Д) отсутствие приза | 14% |
Е) я не знал об этом конкурсе | 28 % |
Ё) другой вариант ответа | 19 % |
Третий вопрос показывает, кто из активных школьников принимал участие в каких конкурсах художественного творчества. Тут мы видим прямую зависимость статуса конкурса и участвующих в конкурсе семиклассников. Ответы на вопрос у пассивных в конкурсной деятельности школьников выявляют процент желания поучаствовать к конкурсе художественного творчества. Мы замечаем, что лишь 2 % учащихся никогда бы не хотели принимать участия в конкурсах такого вида.
3) В каких конкурсах художественного творчества ты участвовал(а)? | Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, % |
А) внутри класса; | 67 % |
Б) внутри школы;. | 67 % |
В) городских; | 54 % |
Г) республиканских; | 17 % |
Д) региональных; | 17 % |
Е) всероссийских; | 9 % |
Ё) международных | 2 % |
3)Ты хотел(а) бы поучаствовать к конкурсе художественного творчества в будущем? | Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, % |
А) нет, никогда; | 2 % |
Б) нет, я стесняюсь; | 0 % |
В) да, я пока стеснялся(ась); | 9 % |
Г) да, хочу | 16 % |
Следующий вопрос нацелен на выявление результативности участия школьников и причин, необходимых для участия в конкурсах художественного творчества. По данным ответам мы можем сказать, что больше половины (54 %) детей когда-либо оказывались в числе лучших из участников, а 15 % семиклассников занимали призовые места, 24 % все еще надеются что-то заслужить, хотя не имели такого опыта ранее.
Главным условием в рейтинге участия остается знание о предстоящем конкурсе, за ним идет участие друзей ребенка и наличие хорошего приза. В предложенных условиях: «наличие таланта и навыков рисования», «уверенность в победе». Беседуя со школьниками стало ясно, что многие не хотят принимать участие в конкурсаххудожественного творчества предполагая, что они «все равно не выиграют».