Значение преград и содействующих причин участия в конкурсе художественного творчества.

II. Участие в конкурсах художественного творчества.

Вторая группа вопросов полностью посвящена участию школьников в конкурсах детского художественного творчества и дает нам ту информацию, с помощью которой мы можем примерно составить характеристику заинтересованности самих школьников, а также их творческой активности. Сюда вошло пять вопросов, причем первый общий вопрос ставит условие о дальнейших ответах на определенные вопросы, относящиеся к положительному ответу (67%); и ответы на вопросы, последовавшие вследствие отрицательного ответа (33%). Ответы семиклассников дают понять, что все те, кто в первой группе вопросов ответили на второй вопрос в отдельной категории ответов, написанные самими школьниками о конкурсах рисунка, отметили положительный вариант ответа. Все остальные – отрицательный.

Вопрос Варианты ответов и результаты (школьники, %)
1. Ты когда-нибудь участвовал(а) в конкурсах художественного творчества?   А) да Б) нет
67% 33%

Вторые вопросы второй группы для всех отвечающих имеет единое смысловое значение, и предлагает исследователю увидеть истинные причины участия или неучастия в конкурсах художественного творчества. Из данных ответов следует, что большое значение для школьников имеет заинтересованность в предлагаемой организаторами конкурса теме. Так 51% учеников назвали вышеназванную причину участия, и 21 % - как причину неучастия. Для активных и пассивных детей в данной конкурсной деятельности одной из главных причин участия или неучастия является наличие или отсутствие приза. 48 % детей, ответивших положительно на первый вопрос второй группы вопросов, и 17 % из тех, кто отрицательно ответил на первый вопрос второй группы вопросов, считают важным участие в этом же конкурсе своих друзей или одноклассников, тогда как уговоры родителей и учителей составляют всего 2 % в первом случае и 0 % - во втором. Однако, стремление победить у активных детей набирает 16 %, тогда, как у пассивных его отсутствие равно 0 %. Для семиклассников, не участвующих в конкурсах, большое значение имеет информированность. Так 28% учеников называют эту причину. То есть гипотетически мы можем предположить, что такие дети, если бы знали об этом событии, то приняли бы в нем участие. В числе других причин, оказавших влияние на неучастие школьников в конкурсной деятельности, были названы отсутствие таланта и неумение рисовать.

2.Что способствовало твоему участию в конкурсах художественного творчества? Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
  А) стремление победить 16 %
  Б) уговоры учителей, родителей 0 %
  В) интересная тема для рисования 51 %
  Г) участие в этом же конкурсе моих друзей, одноклассников 48 %
  Д) приз 44 %
  Е) я знал об этом конкурсе 16 %
  Ё) другой вариант ответа 0 %
2)Что мешало твоему участию в конкурсах художественного творчества? Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
  А) отсутствие стремления победить 0 %
  Б) учителя и родители не уговаривали 2%
  В) не интересная тема для рисования 21 %
  Г) в этом конкурсе не участвовали мои друзья, одноклассники 17 %
  Д) отсутствие приза 14%
  Е) я не знал об этом конкурсе 28 %
  Ё) другой вариант ответа 19 %

Третий вопрос показывает, кто из активных школьников принимал участие в каких конкурсах художественного творчества. Тут мы видим прямую зависимость статуса конкурса и участвующих в конкурсе семиклассников. Ответы на вопрос у пассивных в конкурсной деятельности школьников выявляют процент желания поучаствовать к конкурсе художественного творчества. Мы замечаем, что лишь 2 % учащихся никогда бы не хотели принимать участия в конкурсах такого вида.

3) В каких конкурсах художественного творчества ты участвовал(а)? Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
  А) внутри класса; 67 %
  Б) внутри школы;. 67 %
  В) городских; 54 %
  Г) республиканских; 17 %
  Д) региональных; 17 %
  Е) всероссийских; 9 %
  Ё) международных 2 %
3)Ты хотел(а) бы поучаствовать к конкурсе художественного творчества в будущем? Количество семиклассников, выбравших данный вариант ответа, %
  А) нет, никогда; 2 %
  Б) нет, я стесняюсь; 0 %
  В) да, я пока стеснялся(ась); 9 %
  Г) да, хочу 16 %

Следующий вопрос нацелен на выявление результативности участия школьников и причин, необходимых для участия в конкурсах художественного творчества. По данным ответам мы можем сказать, что больше половины (54 %) детей когда-либо оказывались в числе лучших из участников, а 15 % семиклассников занимали призовые места, 24 % все еще надеются что-то заслужить, хотя не имели такого опыта ранее.

Главным условием в рейтинге участия остается знание о предстоящем конкурсе, за ним идет участие друзей ребенка и наличие хорошего приза. В предложенных условиях: «наличие таланта и навыков рисования», «уверенность в победе». Беседуя со школьниками стало ясно, что многие не хотят принимать участие в конкурсаххудожественного творчества предполагая, что они «все равно не выиграют».