Мифологическое будущее Карелии 4 страница

Отдельная проблема — обеспечение личной безопасности москвичей и гостей столицы, особенно в связи с бичом современности — террористическими актами.

Стратегия может быть успешно воплощена в жизнь, если реализуется на основе стратегического плана. В России возможность и насущность применения стратегического подхода в планировании, как отмечают специалисты,1 определяется следующими обстоятельствами.

• Меняются философия, принципы, цели развития городов. Еще десять-двадцать лет назад при проектировании городов доминировал принцип «производство ради производства», приводивший к созданию городов-гигантов, городов-заводов, часто моноспециализированных. Сейчас набирают вес гораздо более гуманистические принципы, рассматривающие город как среду обитания человека, как место ведения предпринимательской деятельности и ставящие целями развития города устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды.

• Если раньше городская власть отвечала преимущественно за решение основных производственных задач, возложенных на город, то теперь задачей местных властей становится работа по смягчению последствий падения производства и сокращения занятости, поддержание новых видов деятельности. При этом местная власть становится главным ответственным лицом за социально-экономическое развитие города, включая его благоустройство, безопасность граждан, социальную защиту горожан и т. д.

• Города начинают реально конкурировать друг с другом и с пригородами. Именно в этой связи особенно возрастает роль стратегического выбора и планирования.

• Сами горожане постепенно становятся реальными участниками системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов. Поэтому выбор стратегии и планирование развития города должны проходить так, чтобы согласовывать интересы различных групп населения, предпринимателей, органов управления.

Стратегия развития города - это результат выбора целей и пути развития, русла, в котором должен развиваться данный объект, причем выбора, осуществляемого на основе неких принципов, составляющих базу для принятия управленческих решений. Главная проблема — разработать, принять и реализовать такую стратегию, которая не просто соответствовала бы приоритетам и интересам определенных групп лоббирования, а объективно нацеливалась на перспективные цели городского развития с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры. На решение этой задачи нацелена концепция ключевых факторов успеха (ключевых компетенций) городов и территорий, развиваемая в последние годы на основании разработок профессора Гарвардского университета Р. М. Кантера рядом западных исследователей.

1 Власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика // Управленческое консультирование. 1999. № 3.

В соответствии с этой концепцией для успеха городских сообществ в условиях глобализированной рыночной экономики решающее значение имеет формирование совокупности «твердых» и «мягких» системных факторов, обеспечивающих владение следующим набором ключевых компетенций:

• компетенция мастерства, т. е. способность производить товары и услуги в сфере материального производства на уровне высших мировых стандартов;

• компетенция знаний, т. е. способность создавать и продавать новые знания, технологии и наукоемкие продукты и услуги;

• компетенция связей, т. е. способность создавать и продавать услуги в сфере коммуникации и коммутации материальных, информационных и финансовых потоков;

• компетенция эффективного управления городом как единой системой (корпорацией), направленная на достижение общих целей ведущих групп влияния;

• компетенция сотрудничества, т. е. способность эффективно выявлять и согласовывать интересы различных групп влияния, стратегических партнеров и на этой основе формулировать общие цели и стратегии их достижения;

• компетенция жизнеобеспечения, т. е. способность создавать среду обитания, удовлетворяющую и превосходящую ожидания представителей ведущих групп по совокупности важных для них аспектов качества жизни.

Стратегия рождается на основе системного, многоуровневого, детального анализа состояния системы и внешних условий и позволяет:

• оценить условия, в которых будет проходить развитие города, его преимущества и недостатки, чтобы минимизировать угрозы (отрицательные эффекты) и максимизировать возможности (положительные эффекты), — SWOT-анализ;

• четко определить согласованные в территориальном сообществе общие цели, позиционировать город, в том числе среди конкурентов, по ключевым направлениям;

• оптимально сочетать политику продукта с политикой «цены территории», распределения ресурсов и продвижения территории;

• скоординировать программы городского развития;

• получить ориентиры и инструменты для измерения и оценки результатов развития.

Единой методики стратегического планирования развития города пока что не выработано, однако можно выделить ряд важных этапов составления стратегического плана.1 Возможная схема пошагового процесса

1 Gordon G. Strategic Planning for Local Government. ICMA. USA. 1993.

стратегического планирования развития города представлена в приложении 1.

Уже на этапе постановки целей развития целесообразно сформулировать так называемый «девиз города», отразив в нем главную цель сообщества. Важно, чтобы она отражала ориентацию на удовлетворение потребностей жителей, но при этом вызывала симпатии и понимание и субъектов, внешних для территории. Часто девизы городов в рыночных странах декларируют стремление обеспечить потребное качество и количество предоставляемых городом возможностей для налогоплательщиков при минимально возможных уровнях налогообложения.

Затем проводится STEP- и SWOT-анализгорода, включая анализ внешних и внутренних факторов и возможностей (пример STEP-анализа приведен в Приложении 2).

К внешним по отношению к городу факторам можно отнести как факторы общего действия, традиционные и существенные для страны в целом, так и специфические региональные факторы и факторы его взаимодействия с соседствующими муниципальными образованиями.

Анализ внешней среды дополняется подробным анализом внутренних характеристик города, его сильных и слабых сторон, изучением потенциала и постановкой проблем развития, результатом которого является матрица анализа условий жизнедеятельности системы, которую называют также матрицей анализа достоинств/недостатков, будущих возможностей/ будущих опасностей. В результате дается комплексная оценка текущему состоянию города. Показатели, по которым оценивается город, могут варьировать в зависимости от целей планирования.

Следующим маркетинговым инструментом стратегического планирования развития города выступает его позиционирование.В его ходе определяется положение (в том числе в сравнении с городами — основными конкурентами), в котором город находится сейчас, а также (и это не менее важно) то положение (также в сравнении с конкурентами), в которое город намерен переместиться в будущем. Определяемые при этом основные сроки и средства выбираются в зависимости от того, предпочтет ли город стратегию постепенного движения к новому состоянию с сохранением имеющихся преимуществ (например, самодостраивание экономики), или решится на резкое изменение существующей структу-ры экономики (радикальное переструктурирование и беспощадная кон-куренция с другими городами), или же будет стараться сочетать различные пути (включая, например, выборочное целевое стимулирование ускоренного развития отдельных направлений, форм, структур хозяйствования). ,

Вот какая форма позиционирования пяти взаимодействующих муниципальных образований предложена отделом маркетинга г. Ржева (Тверская область). Муниципальные образования сопоставлены по ресурсным составляющим будущей стратегии (см. рис. 4.6). Интенсивность штрихов-

ки соответствует степени обеспеченности муниципального образования ресурсами конкретного вида.

На базе результатов, полученных на всех этих этапах, формируется собственно стратегия и составляется план развития города (см. Приложение 1.)

Этап реализации стратегического плана и оценки его выполнения является не менее важным, чем этап его составления. Для этого необходима разработка так называемых частных стратегий в виде взаимосвязанных программ. Такие программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс конкретных мероприятий, направленных на решение определенной проблемы, достижение одной из поставленных целей. Только преобразование долгосрочных целей в конкретные промежуточные задачи и разбивка стратегии действий на четкие программы могут создать предпосылки для получения практических результатов. Под каждую программу разрабатывается частный план — определенный документ, в котором описываются конкретные компоненты общей стратегии. Одна из первых задач — сбор соответствующей информации для проверки степени «жизненности» этого плана, т. е. для определения адек-

1 Кудрявцев Ю. Н., Харченко А. В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник ВНТИЦ. 1999. № 4.

ватности экономических, технических, управленческих и других систем по разработанным проектам. План в общем виде непременно должен описывать входные параметры, структуру управления и соответствующие выходные параметры (результаты).

Как только принимается решение о стратегическом планировании, работники местной администрации должны быть готовы вести всю необходимую административную работу. Следует определить орган, который будет отвечать за формализацию процесса планирования, составление расписания встреч, установление форм взаимодействия между всеми участниками процесса, обеспечение последующих шагов стратегического планирования. Некоторые органы местного самоуправления за рубежом нанимают для этих целей независимого консультанта, например авторитетного и компетентного представителя местного бизнеса или научного сотрудника из местного университета. В российских условиях скорее всего могут создаваться особые комитеты, рабочие группы по разработке стратегии. В рамках существующей системы планирования требуется создание принципиально новой информационно-статистической базы планирования, позволяющей анализировать, прогнозировать и выражать в качестве конкретных заданий содержание таких понятий, как образ жизни, уровень жизни и здоровья населения, налоговая база города и т. д.

Таким образом, стратегический план содержит ряд важных компонентов, блоков: аналитический, прогнозный блоки и блок мероприятий по реализации плана. Однако в каждом конкретном случае структура плана может варьировать. Например, стратегический план развития Санкт-Пе-тербурга содержит следующие основные разделы.1

1. Конкурентные возможности Санкт-Петербурга. В данном разделе рассматривается место и роль Санкт-Петербурга в мировой экономике и, в экономике России; содержится оценка внутренних и внешних факторов развития города, проведенная с помощью SWOT-анализа.

2. Главная цель и стратегические направления. Главной целью является стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения города, которая конкретизируется следующим образом: формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику! многофункционального города, обеспечивающего высокое качество сре-ды жизнедеятельности и производства. Эта цель, в свою очередь, распада-ется на подцели. Соответственно, в качестве стратегических направлений выбраны: создание благоприятного хозяйственного климата; интеграция в мировую экономику; улучшение городской среды; формирование благоприятного социального климата.

3. Цели, задачи и меры. Этот раздел полностью увязан с предыдущими разделами, в нем частные цели, задачи и меры сгруппированы по выдвинутым ранее стратегическим направлениям.

' Стратегический план развития Санкт-Петербурга. СПб., 1998.

4. Механизмы реализации и обновления стратегического плана.

5. Ожидаемые результаты реализации стратегического плана. Типичные ошибки. При выборе стратегии экономического развития

местные власти часто допускают определенные ошибки, что может быть связано с их стремлением двигаться вперед как можно быстрее и так же быстро достичь нужных результатов. Наиболее типичными просчетами являются следующие.

1. Власти зависимы от правительственных (государственных) программ и стремятся всеми силами захватить в них некоторый «кусок». Это часто присуще чиновникам, не слишком уверенным в своих силах (ради подтверждения тем самым собственной значимости) или привыкшим работать исключительно на основе финансирования «сверху». Местные власти в таких случаях часто бывают вынуждены безоговорочно принимать государственные программы, составленные без какого-либо учета специфики конкретной территории и ее окружающей рыночной среды. Такая вынужденность «плясать под дудку высокого начальства» особенно часто встречается, если оно предоставляет льготы и кредиты, и приводит к тому, что территория искусственно «подгоняет» местные нужды под государственные предложения. При этом не получают должного внимания реальные преимущества, возможности и угрозы, ограничивающие условия конкретной территории.

2. Стратегия подменяется отдельными конкретными процедурами, инструментами, способами ее реализации. Инструменты — инновационные парки, помощь малому предпринимательству, центры бизнес-информации, налоговые льготы и т. д. — выдаются за стратегию (или комплексный план), хотя на самом деле являются лишь отдельными ее частями, компонентами, приоритеты и последовательности реализации которых остаются не определенными из-за отсутствия целостной стратегии.

3. В разработке и оценке вариантов не участвуют все заинтересованные слои сообщества, субъекты, представляющие конкретные группы основных потребителей результатов реализации стратегии.

4. Отсутствует четкость в формулировках приоритетов целей и сроков их достижения. Формулировки «желательно», «нужно достигнуть» и т. п. не дают ясных ориентиров, а их достижение и (что особенно существенно), недостижение невозможно зафиксировать, проконтролировать.

5. Процесс стратегического планирования часто считается завершенным на стадии разработки и особенно утверждения плана. Стратегическое планирование, и особенно маркетинговое — это непрерывный и гибкий процесс, стратегические планы и программы должны непрерывно обновляться и корректироваться на основе анализа хода их выполнения и с учетом изменившейся конъюнктуры, соотношения спроса и предложения на основные товары и услуги региона, с учетом конкурентной ситуации.

6. Ставка часто делается на наиболее «внешне привлекательные», модные (в том числе у городов-конкурентов) направления, такие как, напри-

мер, туризм, высокие технологии, а в действительности у территории для развития данных направлений может не быть необходимых уникальных особенностей, условий, управленческих возможностей и т. п. Так, для российских городов в начале 1990-х гг. была популярной идея развития туризма как приоритетной сферы экономики города. К сожалению, такая модель мало где сработала.1 Проблема заключалась в неразвитости инфраструктуры, сферы развлечений, в ряде случаев высокой конкуренции московских фирм, перехватывающих клиентов и оттягивающих доходы.

7. Авторы планов могут не обратить внимания на то, что даже самая удачная стратегия не может быть одинаково выгодна, полезна для всех членов сообщества. Зарубежный опыт показывает, что улучшение ситуации для города в целом и выдвижение его на мировой арене не всегда улучшает, а порой и ухудшает положение малообеспеченных групп населения. Так, реализация новой экономической стратегии в Гамбурге сопровождалась значительным ростом цен на жилье. К началу 1990-х гг. осталась высокой — на уровне 12% — безработица. В делом весьма богатый город, с наиболее высокой долей миллионеров в Германии (2 на каждые 1000 жителей) в буквальном смысле слова содержал (через социальную помощь) самую большую для Германии долю населения (105 на каждые 1000 человек).2 Результаты экономического возрождения Гамбурга были распределены очень неравномерно. Таким образом, экономические программы должны сопровождаться сильной социальной политикой. Именно в таком комплексном подходе и проявляется одна из сильных сторон стратегического планирования.

8. Стратегический план излишне многопланов, «неподъемен». При всей необходимости и даже обязательности комплексного подхода план развития города должен быть обозримым и реально выполнимым. Иначе под сомнение ставится целесообразность самой идеи стратегического планирования.

Как на практике может быть подготовлена, разработана и осуществляться та или иная маркетинговая стратегия города? Рассмотрим этот вопрос на примере небольшого дальневосточного города Артема.3

Проведенный в отношении этого города в 1999 г. SWOT-анализ показал следующее. Артем — молодое поселение, не имеющее привлекательной истории и созданное в рамках индустриальной модели как промыш-ленно-территориальный комплекс. К преимуществам его месторасположения можно отнести: близость к краевому центру Владивостоку, наличие

1 Нефедова Т., Трейвиш А. Пути выживания российских городов // Геогра-, фия. 1999. №20. С. 8-11.

2 Parkinson M. The Rise of the Entrepreneurial Europe city: Strategic Responses to Economic Changes in the 1980s. Ekistics 350. September/October 1991, 351, November/December 1991. p. 299-307.

3 Местное экономическое развитие. М.: 1999. С. 203-209.

транспортных терминалов. Климатические условия достаточно привлекательны, как и во всем Приморском крае. Состояние окружающей среды относительно благополучное. Экспертами зафиксирован относительно невысокий уровень промышленной развитости города, который к тому же снижается в последние годы. Существуют территориальные резервы — фактически это не одно компактное поселение, а несколько, и достаточно разрозненных.

Сеть торговых учреждений в г. Артеме достаточно развита. Это связано прежде всего с тем, что значительная часть жителей работает во Владивостоке, а приобретает товары первой необходимости в Артеме. При этом возможности для совершения покупок низкие. Основные покупки все-таки совершаются во Владивостоке. Однако органы муниципального управления в силу отсутствия серьезных источников пополнения доходной части бюджета используют торговые предприятия как «дойных коров»: доходы, на которые мог бы рассчитывать городской бюджет от деятельности рынков, в бюджет не поступают, что компенсируется увеличением прямых и косвенных поборов с других торговых предприятий.

Профессиональная культурная деятельность в городе практически отсутствует. Есть возможности развития музейной активности и самодеятельного искусства. Образовательный потенциал города усиливается за счет создания филиалов высших учебных заведений, расположенных во Владивостоке, и создания нескольких продвинутых учебных учреждений среднего звена. Научно-исследовательские учреждения отсутствуют. При значительной привлекательности природной среды рекреационная зона города находится в упадке. Однако в силу того, что территория Артема значительна и включает в себя большие участки незастроенных природных территорий, город остается привлекательным в качестве места для строительства «второго жилья», прежде всего для жителей Владивостока. Реальных объектов и проектов, привлекательных для внешних инвесторов, не просматривается, кроме некоторой вероятности того, что предприятия будут «уходить» из Владивостока, однако положительность этого процесса для Артема весьма сомнительна.

Социальная ситуация достаточно напряженная, прежде всего в силу экономического кризиса и неуверенности жителей в собственных перспективах. Качество жилья (как квартир, так и жилых зданий), жилой среды низкое, как у большинства российских городов этого типа. При этом невысоко качество как собственно жилья — квартир и домов, в большинстве своем морально устаревших, так и жилых зданий. Медицинское обслуживание — рядовое для России, его неудовлетворительность усугублена провинциальностью города и близким соседством краевого центра. Система услуг неразвита, преобладают частные бытовые услуги.

Климат в экономике региона оценивается экспертами как сравнительно более мягкий, чем во многих других регионах России, в силу его экономико-географического положения, но существенно осложненный политической

нестабильностью и энергетическими проблемами. Климат в муниципальном хозяйстве — напряженный из-за моральной и физической отсталости инженерной инфраструктуры, нехватки ресурсов и очевидных просчетов в управлении этой сферой. Условия и возможности интеграции иностранцев недостаточны, что обусловлено отсутствием конкурентных возможностей города.

Имидж города — скорее негативный, прежде всего из-за публичных проявлений социально-экономических конфликтов. Одновременно г. Артем, по мнению экспертов, достаточно известен в России, что может быть использовано в будущем.

Как видно, уникальных конкурентных преимуществ у города нет. Конкурировать ему приходится прежде всего с гораздо более крупным городом Владивостоком, что ставит г. Артем в проигрышное положение. Он выступает пригородом своего конкурента с типичной для ряда российских пригородов сравнительно слабой инфраструктурой: кроме аэропорта, имеются ТЭЦ, агропромышленные предприятия, дачные участки. Качество городской среды невысоко. Следовательно, Артем должен предложить сервис в тех областях услуг, которые не развиты или заведомо более низкого качества во Владивостоке. Здесь важно понять, какие виды услуг во Владивостоке в принципе могут быть качественными, а какие не могут. По ним-то и необходимо перехватить инициативу и организовать продвижение этого сервиса.

На основе проведенного анализа эксперты предложили следующие ориентиры, потенциальные преимущества для муниципальной политики местного экономического развития г. Артема:

• исчерпанность потенциала промышленного, экономического центра заставляет делать ставку на развитие новых секторов экономики;

• насыщение пространства города разнообразными бытовыми, социальными и досуговыми услугами;

• интеллектуальное насыщение деятельности управления местным экономическим развитием;

• реформа городского управления, связанная с глубокими изменениями существующих управленческих структур. «Мы можем измениться сами, — уверяет администрация, — и, следовательно, можем создать новые возможности для бизнеса и качественной жизни в городе»;

• признание администрацией многообразия и взаимосвязанности задач стратегического управления развитием города, необходимости многовариантного сценарного подхода к их решению.

Одновременно эксперты предупредили о возможных угрозах, рисках, среди которых:

• медлительность и непоследовательность в проведении реформы муниципального управления. Лучше вовсе не начинать реформу городского управления, если нет уверенности в том, что можно провести ее в полном объеме;

• неверная расстановка приоритетов и отсутствие в городе гражданского и политического единства в понимании главных целей развития. Намерения власти и приоритеты развития, — рекомендовали эксперты, — следует обсуждать в городе открыто, не жалея времени.

Каркас предложенной городу программы экономического развития образовали два основных фактора, определившие возможности развития.

Во-первых, влияние Владивостока на экономику, занятость населения, социальную и культурную инфраструктуру г. Артема сохранится и даже может усилиться, подавляя тем самым всякие попытки Артема проявить свою самостоятельность. Но если «большая» экономика (крупное производство, транспорт, связь и т. п.) и привлекательность мест приложения квалифицированного труда во Владивостоке всегда будут предпочтительнее, то в отношении социально-культурной инфраструктуры может быть найдена своя, артемовская, альтернатива — ее «приватность», нестоличная особенность.

Во-вторых, существенная инвестиционная интервенция кого бы то ни было в Артем маловероятна, и, следовательно, главной перспективой является опора на свои собственные силы и ресурсы.

Что же это за ресурсы и силы? Ресурсы эти — близость к Владивостоку и относительная экологическая чистота г. Артема. Силы — управленческая грамотность: а) прозрачность, ясность и б) последовательность, настойчивость управленческих воздействий в реализации городской политики.

Артем — пригород Владивостока, город, способный стать привлекательным для жизни среднего класса, т. е. людей, имеющих доходы выше среднего, работающих и в Артеме, и во Владивостоке, и где угодно, но предпочитающих для жилья место «тихое, уютное и безопасное».

Необходимо сформировать признаки имиджа такого места:

• возможность недорого, дешевле, чем в городе-метрополии, купить жилье, по своему комфорту не уступающее столичному и более дешевое в эксплуатации;

• развитая «приватная» социально-культурная инфраструктура;

• надежное и недорогое инженерное обеспечение;

• безопасность жизни;

• экологическая безопасность;

• «достойное» соседство — рядом должны жить люди и стоять дома, сопоставимые с тобой и с твоим жильем;

• удобная связь — и транспортная, и телекоммуникационная;

• ясная и предсказуемая позиция органов управления (самоуправления) в реализации и сохранении этих признаков, простота и полнота норм и правил взаимодействия жителей с органами управления по поводу устройства жизни в городе во всем ее многообразии, начиная от вопросов получения разрешения на строительство и кончая вопросами учета орга-

нами управления предложений жителей по поводу городского устройства и качества городской среды.

Отсюда эксперты вывели возможность и целесообразность интеграции двух названных выше факторов развития и два направления деятельности органов местного самоуправления Артема.

Такая политика экономического развития города, ориентированная на появление в городе перечисленных признаков, предполагает выработку и последующую реализацию городских программ и проектов, задающих старт «нового пути» городского развития, основанного на использовании собственных средств и ресурсов городского управления и готовности органов, местного самоуправления идти по выбранному пути. Для этого необходимо принятие городских нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию программ и проектов, и городских инвестиционных планов по их реализации, особенно в той части, которая безусловно нужна городу, вне зависимости от того, правилен ли или ошибочен выбранный путь. Например, это могли бы быть инвестиционные городские программы, связанные с санацией жилой застройки и проблемами инженерной инфраструктуры, заниматься которыми надо при любом варианте развития ситуации. Искать на их решение средства — и финансовые, и нормативные — все равно необходимо, если думать о любого рода перспективе. Но лучше заниматься этим в контексте оформленной стратегии, нежели по ситуации.

4.3. Город и маркетинговые коммуникации

Городская символика

Городскую символику традиционно составляют:

• официальные символы города — герб, флаг и гимн;

• официальные символы территориальных единиц и общин города — гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями;

• архитектурно-мемориальные символы — изображения архитектурных и исторических памятников города (обычно содержащихся в перечне, утверждаемом городскими властями);

• словесные символы — название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения), кроме фамилий и имен собственных.

Если флаг и гимн — самые существенные и популярные официальные символы любого государства, то в городских коммуникациях почетное место в официальной символике принадлежит городским гербам. Историческое преимущество здесь — за европейскими городами, хотя городские и провинциальные гербы есть и за пределами Европы. Возникновение гербов связано с рыцарством, воинскими достижениями: не случайно

само слово «герольд», от которого произошел термин «геральдика», означает воина, особо отличившегося в походах, а потому назначенного распорядителем рыцарского турнира. Герольдам было передано право определять правила составления и использования гербов. В большинстве городов Западной, Центральной, Юго-Восточной Европы существуют гербы, возникшие в разное время и часто связанные с определенными историческими событиями и традициями.

Термин «городской герб» впервые в России официально появился в царском указе 1692 г., предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью «Печать града Ярославля». Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского княжества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. Эта эмблема существует до сих пор.

В 1722 г. Петр I основал Герольдмейстерскую контору — специальное учреждение для составления гербов, где были собраны опытные рисовальщики. Сюда со всей страны по специальным анкетам собирались сведения о городах для создания гербов, рассказывающие о том, «сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные или деревянные или земляные, и от каких причин какими имянами названы...».

Герб несет в себе многогранный и неповторимый об-

лик города — его историю, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев и «фирменные» городские товары, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города, тогда получался «говорящий герб». Примьтуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города, тогда получался «говорящий герб». Примеры этому — гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает черного дьявола). Многие рос-