Монитор катализатора

Монитор эффективности катализатора – последовательность тестов, используемых системой ЕЕС V на надлежащее и эффективное функционирование. Работа системы контроля выхлопа в OBD зависит от датчиков кислорода, достигших необходимой температуры. И катализатор, и датчики кислорода нуждаются в нескольких сотнях градусов Цельсия перед тем как они будут работать эффективно. Поздние версии датчиков кислорода имеют встроенные подогреватели, чтобы поднимать их температуру как можно быстрее. Потому что датчики кислорода нуждаются для работы по составу смеси близком к стехиометрии, они не могут быть использованы, когда происходит обогащение топливо-воздушной смеси.

Поэтому:

- В течение 180 секунд с момента холодного запуска система находится в OPEN LOOP – топливодозирование осуществляется, как функция температуры (ECT, ACT) и расхода воздуха без привязки к стехиометрии.

- Двигатель работает в OPEN LOOP в течение WOT(широко открытый дроссель)

- Когда происходит торможение двигателем – топливо не подается через форсунки.

В этих случаях топливодозирование осуществляется по разомкнутому контуру.

Датчики кислорода нумеруются таким образом, что верхний по ходу датчик имеет №1, когда находится на банке содержащей цилиндр №1 Нижний по ходу датчик нумеруется №2. Следовательно, двигатели DOHC содержат два датчика кислорода 11(до катализатора) и 12 (после катализатора).

На моторах V6 24V водительская сторона содержит цилиндр №1 (по ходу для автомобилей английского рынка).

Датчики кислорода развивают напряжение между 0,1 и 0,9 вольт в зависимости от количества кислорода, который поступает в выпускную систему. В условиях обеднения (много воздуха - мало топлива) датчик возвращает низкое напряжение, в условиях обогащения (мало воздуха – много топлива) – датчик возвращает сигнал высокого уровня. Это изменение между двумя значениями обнаруженное внезапно известно как переключение, но этот термин не имеет отношение к электрическому явлению.

Обратите внимание, что датчик переключается внезапно, в зависимости от стехиометрии в выхлопных газах. Датчик не измеряет лямбда (коэффициент избытка воздуха) в выхлопных газах, но только показывает состав смеси – богатая или бедная.

Внешней стороной этого узкого диапазона стехиометрии является эффективность работы катализатора. Датчик кислорода не может определить точку стехиометрии в выпуске, он только может определить богатая или бедная смесь. Топливодозирование контролируется ЭБУ – обеднение (уменьшение длительности впрыска), когда датчик кислорода определяет богатую смесь, и включает обогащение, когда датчик фиксирует бедную смесь. Дополнительный контроль окислов азота достигается через систему EGR, которая имеет отдельный монитор.

 

Монитор катализатора

Монитор катализатора OBD проверяет эффективность преобразования катализатором сравнивая верхний и нижний по ходу датчики кислорода и этот тест выполняется в установившемся режиме работы автомобиля.

Перед тем как исполнитель диагностики запустит тест – следующие условия должны соблюдаться:

- Частичное нажатие дросселя без внезапных резких перемещений

- С момента запуска прошло 330 секунд

- Температура двигателя находится между 76,6 и 110 градусов Цельсия

- Температура воздуха на впуске от –6 до 82 градусов Цельсия

- Нагрузка двигателя 10%

- Минимальное время работы по замкнутому контуру – 30 секунд

- Скорость автомобиля между 5 милями/час и 70 милями/час

- Расход воздуха между 1 и 5 фунтов в минуту.

Существуют два метода используемые ЭБУ EEC V . На некоторых автомобилях выпущенных с 1994 по 1996 год (это может быть Скорпио) ЭБУ выполняет 20 секундный тест, передавая управление от переднего датчика кислорода к заднему датчику. Это позволяет исключить оставшийся в катализаторе кислород и после 20 секундного и сравнить его частоту переключения с пороговой частотой записанной в памяти в специальной таблице. Если степень переключения выше, чем пороговое значение в память заносится код неисправности.

На автомобилях с 1996 года сравнивается степень переключения задних и передних датчиков кислорода. Из этого следует, что если катализатор работает эффективно, то задний датчик кислорода будет показывать слабую частоту переключения в сравнении с передним. Разделяя число переключений заднего датчика на число переключений переднего датчика, получаем степень эффективности (переключения) катализатора и типичный порог составляет 75%, выше которого будет записан код неисправности.

 

Коды неисправности

Р0420 Эффективность катализатора ниже порога банка№1

Р0430 Эффективность катализатора ниже порога банка№2

 

Выполнение монитора

Один раз за драйв-цикл. (На автомобилях оборудованных лампой неисправности она зажигается, если тест не проходит в трех последовательных драйв-циклах).

 

Последовательность монитора

Следующие тесты должны быть завершены перед тем как будет запущен монитор катализатора:

· Монитор датчиков кислорода завершен и отсутствуют коды неисправности.

· Нет ошибок связанных с топливодозированием

· Завершен монитор системы EGR

· Нет ошибок пропусков воспламенения

· Нет ошибок системы вторичного воздуха (если имеется данная система)

Следует отметить, что поврежденные датчики кислорода не производят кодов неисправности Р0420 и Р0430. Датчики кислорода должны быть проверены всецело и показывать хорошую работоспособность перед тем, как исполнителем диагностики будет вызван монитор катализатора.

 

Датчики

Следующие датчики должны быть проверены и показывать хорошую работу, перед тем как будет запущен монитор катализатора:

· Датчики кислорода

· Датчики температуры двигателя и воздуха (ECT и IAT)

· MAF-сенсор

· Датчик положения дроссельной заслонки

· Датчик скорости автомобиля

· Датчик положения коленвала

 

Нарушение ездовых качеств

Фактически нет. На автомобилях без лампы неисправности, если катализатор поврежден, владелец будет находиться в неведении до проведения теста эмиссии. На моторах 24 V один хороший и один плохой катализаторы могут находиться на границе допустимой эмиссии.