САМООЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

 

Типовая карта методики САН

 

 

Фамилия_______________Пол_______Возраст________Дата__________Время_____

 

 

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособность 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувши 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомленный
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

 

 

Оценка уровня притязаний

 

Уровень притязаний относится к характеристикам личности, связанным с достижением цели. Уровень притязаний определяется уровнем выбираемой цели.

Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф.Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается 12 заданий.

ИНСТРУКЦИЯ:"Сейчас мы будем проверять Ваш интеллект" или "Вам будет предложена методика на оценку Ваших способностей (и обычно дают карточки 10 уровней сложности- по три задания на один уровень). Сложность задач вырастает от первой к десятой. На решение отводится определенное время и Ваш результат равен числу решенных задач умноженных на сложность. Вы сможете сами выбирать уровень сложности задач".

Для выяснения уровня притязаний нужны задачи, ранжируемые по степени сложности. Человек проявляет уровень притязаний только в оптимальном диапазоне трудностей: очень трудную задачу он не принимает как задачу. Человек должен принять задачу, т.е. решать ее от внутренней мотивации, а не для того, чтобы сделать приятное экспериментатору.

В результате измерения уровня притязаний выясняется:

а) сам уровень притязаний,

б) устойчивость уровня притязаний,

в) адекватность уровня притязаний.

Успех или неуспех выполнения контролирует сам экспериментатор - через время решения, т.е. надо держать эмоции испытуемого в руках. Например: выбрал 4-е задание -Вы сделали ему успех. Взял 10-е - дать неуспех. Тактика экспериментатора: ниже 3-все время успех, выше 7-все время давать неуспех, а в зоне от 3 до 7: за 12 проб надо определить адекватность или неадекватность, устойчивость или неустойчивость уровня притязаний испытуемого. Последняя проба всегда дается успех. Вся работа испытуемого отмечается на графике:

 

Уровни сложности

 
 

 


8 -

7 + + +

6 + + +

5 + +

4 + +

3 +

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 № пробы

 

 

Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы 1 степени оцениваются одним очком, 2-двумя и т.д.

В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй -5-ю, в третий-4-ю, в четвертый-7-ю и в пятый раз 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4+5+4+7+6=24 очкам.

После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т.е. повышение притязаний.

Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг). Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.

 

НАБОР КАРТОЧЕК.

 

Карточка 1. 1 степень трудности. Написать три слова на букву "Н".

Карточка 2. 2 степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву "А".

Карточка 3. 3 степень трудности. Написать шесть имен на букву "П".

Карточка 4. 4 степень трудности. Написать названия шести государств на букву "И".

Карточка 5. 5 степень трудности. Написать пять названий станций метро на букву "П".

Карточка 6. 6 степень трудности. Написать двадцать слов на букву "С".

Карточка 7. 7 степень трудности. Написать, какие материалы начинаются с буквы "А".

Карточка 8. 8 степень трудности. Написать названия пяти государств на букву "М".

Карточка 9. 9 степень трудности. Написать название пяти фильмов "М".

Карточка 10. 10 степень трудности. Написать фамилии пяти известных советских киноактеров на букву "Л".

Карточка 11. 11 степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву "Р".

Карточка 12. 12 степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву "К".


Метод «Незаконченные предложения»