ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Приложение 1

Знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику

 

ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

Знания об окружающем мире: времена года, растительный и животный мир, быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника), правила поведения, дорожного движения и т. д.

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Ребенок должен знать:

􀀹цифры, знаки «+» и «–»;

􀀹смежные числа в пределах 10 («соседи числа»);

􀀹количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

􀀹простейшие геометрические фигуры.


 

Ребенок должен уметь:

􀀹читать числа до 20;

􀀹считать до 20 (прямой и обратный счет);

􀀹решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «–»;

􀀹ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

􀀹решать примеры в пределах 10 (или 20);

􀀹пользоваться часами без секундной стрелки.

 

УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ребенок должен знать:

􀀹алфавит;

􀀹средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

􀀹ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

 

Ребенок должен уметь:

􀀹проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

􀀹различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

􀀹выделять ударение в словах;

􀀹устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);

􀀹обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.

 

Речь как показатель готовности к школьному обучению:

􀀹ясное произношение всех звуков родного языка;

􀀹умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи: быстро – медленно – быстро;

􀀹использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стишок;

􀀹уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;

􀀹умение вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

􀀹умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

 

УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

􀀹развитие мелкой моторики пальцев рук;

􀀹умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

􀀹умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

 

УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ

􀀹умение выполнять действие классификации;

􀀹умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

􀀹умение строить простейшие умозаключения.

 

5. Навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, всмотритесь в вашего ребенка вот с каких позиций:

􀀹умеет ли ребенок слышать ваши указания и слушаться, в разумных пределах, с первого раза?


 

􀀹обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой);

􀀹усвоены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

– основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

– умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.

􀀹 умеет ли ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без вашего личного контроля и присутствия;

􀀹каков уровень организованности и самостоятельности;

􀀹каковы мотивы желания идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад, в школе я узнаю много нового, интересного).

 

ТЕСТ-АНКЕТА АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (Ф. ТАТЛ И Л. БЕККЕР)

На каждый вопрос необходимо отвечать «да» или «нет». Авторы советуют изолированно провести анкетирование с двумя родителями.

1.Мой ребенок живой, инициативный, подвижный.
2.Его интересы и увлечения достаточно постоянны.
3.Его заинтересованность уравновешенная.
4.В сравнении со сверстниками проявляет интерес (активно выраженный) к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике (подчеркнуть или дописать).
5.Имеет не больше двух друзей (постоянных), причем старше себя.
6.Его интересует все загадочное, таинственное и даже совсем непонятное.
7.Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов.
8.Речь ребенка развита. Он имеет большой запас слов, хорошо использует его.
9.Преимущественно старается найти самостоятельное решение в различных ситуациях.
10.Не успокаивается поверхностными пояснениями и такими же ответами на свои вопросы.
11.Старается придерживаться личного взгляда на те или другие действия, явления, не взирая ни на какие обстоятельства или обещания.
12.Обязательно (всегда) реагирует на все новое.
13.Начатое дело всегда старается довести до конца.
14.В общении отстаивает личное мнение, не хочет признавать общепринятые взгляды.
15.В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера.
16.Имеет заметную склонность к какому-нибудь виду деятельности или предмету (группе предметов: игрушкам, книжкам и пр.).
17.Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желанной цели.
18.Проявляет неприкрытую потребность в поддержке взрослых.
19.Легко находит и всегда имеет достаточно много друзей.
20.Задает много вопросов, преимущественно из круга своих интересов.
21.Для посторонних кажется старше своих лет.
22.Нередко проявляет черты эгоизма и даже беспричинной агрессии.
23.Знает себе цену (в рамках возрастных особенностей).
24.Легко ли и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятия, игру).
25.Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами.

 

ИТОГ:Если на вопросы 1, 6, 18, 24 вы ответили «да», ваш ребенок в основном способный. При условии негативных ответов на вопросы 18, 24 запишите ответы на вопросы 2, 3, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что ребенок по-настоящему одаренный. Если на остальные вопросы – 4, 5, 8, 9, 14, 15, 21, 23, 25 – ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии яркой одаренности, даже таланта.

 


 

Вполне понятно, что результаты только одной анкеты говорят лишь о первых предположениях. Для заключительного диагноза нужно дополнительное обследование, желательно у специалиста.