II. УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ВОСПИТАННОСТИ

Школа – это интересно!

Школа – это трудно!

Школа – это нужно!

I. ЧТО РЕБЕНОК ЗНАЕТ О СЕБЕ И СВОЕЙ СЕМЬЕ?

 

Следующие вопросы помогут выявить уровень данных представлений:

1.Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.

2.Знаешь ли ты свой домашний адрес?

3.Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.

4.Где они работают?

5.Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы, бабушки…

6.Если родителей нет дома (вечером и в выходные дни), где они могут быть? Как их найти?

7.Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?

8.Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?

9.Отгадай загадки о себе:

 

􀀹 один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);

􀀹 между двух светил и в середине один (нос);

􀀹 всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут (ноги);

􀀹 если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

 

Ответы на нижеследующие вопросы выявят степень знаний и отношений к программе «Забочусь о себе сам»:

1.Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.)?

2.Сформирована ли потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т. д.?

3.Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.

4.Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно в больших количествах (сахар, соль, жиры и т. д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?

5.Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

6.Знание о пользе свежего воздуха, вредности пыли, потребности жить в чистом помещении. С этой целью принимать посильное участие в уборке квартиры.

7.Представления об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т. д.

8.Знакомы ли шестилетке некоторые приемы релаксации?

9.Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать потраченную энергию?

 

 

1. Воспитание добрых чувств, чуткости, умения прийти на помощь

 

При воспитании добрых чувств важна специальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных. В каждом случае периодически важны комментарии родителей о жизни людей, имеющих трудности (старики, инвалиды, сироты и т.д.) Задумайтесь над вопросом: как наши дети относятся к нам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать и по отношению к матери. Предлагаем в этой связи провести мини-эксперимент: куда сядет ваш ребенок? (См. рисунок.)

Если ваш ребенок безоговорочно выбирает стул рядом с мамой, папе следует задуматься о своем отношении с ребенком. Если ребенок захотел сесть между родителями и для этого предложил пересесть кому-либо из вас, радуйтесь: он относится к вам примерно одинаково. Но если ребенок захотел сесть отдельно куда-то в угол – малышу в семье одиноко, тоскливо. Уделите ему значительно больше внимания и любви.

 

2. Уровень трудолюбия

 

􀀹 Какие постоянные трудовые обязанности имеет ваш шестилетний ребенок?

􀀹Охотно ли откликается на поручения? Часто ли проявляет инициативу в выполнении трудовых дел?


􀀹 Выполняет ли дело до конца, или бросает его, встретившись с трудностями, или переключается на легкие, интересные дела?

􀀹 Качество труда: степень аккуратности, отсутствие суетливости и лишних движений.

􀀹 Мотивация труда ребенка: делает, чтобы помочь, или работает, чтобы получить похвалу.

 

3. Выражение себя и своего отношения к окружающему в изобразительной деятельности

 

Очень хорошо показывают дети свое отношение к членам семьи в рисунках.

Кроме того, характер детских работ отражает семейную атмосферу.

Предложите шестилетке нарисовать рисунок на тему «Моя семья»:

􀀹с удовольствием взялся – любит свою семью, дом, в котором он живет;

􀀹отказывается рисовать семью – с ней связаны неприятные ассоциации;

􀀹кого первого нарисовал – самая большая значимость для ребенка;

􀀹по величине нарисовал сам себя большого – ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;

􀀹наоборот, сам очень маленький – показатель малозначимости в семье;

􀀹гигантская мама и маленький папа – нарушена психологическая гармония в семье. Мама значима;

􀀹все фигуры очень маленькие – у ребенка депрессия, подавленность, тревога;

􀀹ноги большие – признак места в семье, ноги маленькие – неустойчивая позиция в семье;

􀀹голова заштрихована, спиной к родителям – ушел в себя;

􀀹закрытое лицо – ребенок не любит быть в семье;

􀀹рот, губы большие, яркие – признак агрессии;

􀀹девочка рисует себе глаза с ресницами – хочет нравиться;

􀀹пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ – испытывает страх перед этим человеком;

􀀹все члены семьи в ячейках – семья недружная, многие отчуждены;

􀀹наличие телевизора, ковра – этому отдает предпочтение ребенок;

􀀹рисует просто дом вместо семьи – испытывает нежелание идти туда, дом для ребенка – источник угроз;

􀀹присутствие в рисунках куклы или собаки – не хватает тепла в семье, ребенок ищет общение с животными и игрушками;

􀀹много мелких деталей в рисунке – не хватает общения с близкими;

􀀹много черных штрихов – испытывает тревогу;

􀀹отказывается использовать цветные карандаши – низкая самооценка у ребенка, ощущение тревожности;

􀀹если ребенок нарисует себя в центре листа, значит, чувствует себя значимым, если внизу – значит, самым зависимым.