CASE-технология
Средства структурного анализа
До разработки инструментария структурного системного анализа не было возможности показать лежащие в основе проекта логические функции и потребности системы, поскольку аналитик очень быстро утопал в деталях текущей или предполагаемой реализации проекта.
Сейчас для целей моделирования систем вообще, и структурного анализа в частности, используются три группы средств, отображающих:
· функции, которые система должна выполнять;
· процессы, обеспечивающие выполнение указанных функций;
· данные, используемые при выполнении функций, и отношения между этими данными.
Среди всего многообразия средств решения указанных задач в методологиях структурного анализа наиболее часто и эффективно применяемыми являются:
· FDD (Functional Decomposition Diagrams) - диаграммы функциональной декомпозиции;
· DFD (Data Flow Diagrams) - диаграммы потоков данных;
· ERD (Entity-Relationship Diagrams) - диаграммы "сущность-связь"
Все они содержат графические и текстовые средства моделирования: первые - для удобства демонстрации основных компонентов модели и их связей, вторые - для обеспечения точного определения компонентов и связей.
При помощи этих средств строятся как логические модели исходной и реорганизованной систем управления, так и логическая модель автоматизированной системы управления - подробное описание того, что и как должна делать система, освобожденное, насколько это возможно, от рассмотрения путей реализации.
Ниже перечислены основные виды и последовательность работ, рекомендуемые при построении логических моделей предметной области в рамках CASE-технологии анализа системы управления предприятием.
1. Проведение функционального и информационного обследования системы управления (административно-управленческой деятельности) предприятия:
· определение организационно-штатной структуры предприятия;
· определение функциональной структуры предприятия;
· определение перечня целевых функций структурных элементов - подразделений и должностных лиц;
· определение круга и очередности обследования структурных элементов системы управления согласно сформулированным целевым функциям;
· обследование деятельности выделенных структурных элементов;
· построение FD-диаграммы системы управления с указанием структурных элементов и функций, реализация которых будет моделироваться на DFD-уровне.
2. Разработка моделей деятельности структурных элементов и системы управления в целом:
· выделение множества внешних объектов, оказывающих существенное влияние на деятельность структурного элемента;
· спецификация входных и выходных информационных потоков;
· выявление основных процессов, определяющих деятельность структурного элемента и обеспечивающих реализацию его целевых функций;
· спецификация информационных потоков между основными процессами деятельности, уточнение связей между процессами и внешними объектами;
· оценка объемов, интенсивности и других необходимых характеристик информационных потоков;
· разработка иерархии диаграмм потоков данных, образующих функциональную модель деятельности структурного элемента;
· объединение DFD-моделей структурных элементов в единую модель системы управления предприятием.
3. Разработка информационных моделей структурных элементов и модели информационного пространства системы управления:
· определение сущностей модели и их атрибутов;
· проведение атрибутного анализа и оптимизация сущностей;
· идентификация отношений между сущностями и определение типов отношений;
· разрешение неспецифических отношений;
· анализ и оптимизация информационной модели;
· объединение информационных моделей в единую модель информационного пространства.
· Разработка предложений по автоматизации системы управления предприятия:
· определение границ автоматизации - составление перечня автоматизируемых структурных элементов, разбиение процессов основной деятельности на автоматические, автоматизированные и ручные;
· составление перечня подсистем и логических АРМов (автоматизированных рабочих мест), определение способов их взаимодействия;
· разработка предложений по очередности проектирования и реализации подсистем и отдельных логических АРМов, входящих в состав ИС;
· разработка требований к средствам базового технического обеспечения ИС;
· разработка требований к средствам базового программного обеспечения ИС.
Логическая модель, отображающая деятельность системы управления предприятия и информационное пространство, в котором эта деятельность протекает, представляют собой "снимок" положения дел (функциональная структура, роли должностных лиц, взаимодействие подразделений, принятые технологии обработки управленческой информации, автоматизированные и неавтоматизированные процессы и т.д.) на момент обследования. Эта модель позволяет понять, что делает и как функционирует предприятие с позиций системного анализа, сформулировать предложения по улучшению ситуации.
Модель является не просто реализацией начальных этапов работы и основанием для формирования технического задания на ее последующие этапы. Она представляет собой самостоятельный результат, имеющий большое практическое значение.
Построенная модель является законченным результатом по следующим причинам:
1. Она включает в себя модель существующей неавтоматизированной технологии, принятой на предприятии. Формальный анализ этой модели позволяет выявить узкие места в управлении предприятием и сформулировать рекомендации по его улучшению (независимо от того, предполагается ли дальнейшая разработка автоматизированной системы или нет).
2. Она независима и отделяема от конкретных разработчиков, не требует сопровождения и может быть безболезненно передана другим лицам. Более того, если по каким-либо причинам предприятие не готово к реализации проекта в данный момент времени, модель может быть "положена на полку" до тех пор, пока в ней не возникнет необходимость.
3. Она позволяет осуществлять эффективное обучение новых работников конкретным направлениям деятельности предприятия, так как соответствующие технологии содержатся в модели.
4. С ее помощью можно осуществлять предварительное моделирование перспективных направлений деятельности предприятия с целью выявления новых потоков данных, взаимодействующих процессов и структурных элементов.
5. Она обеспечивает распространение накопленного опыта на других предприятиях, дает возможность унифицировать административно-управленческую и финансовую деятельность этих предприятий.
Развитие логической модели предметной области, ее последовательное превращение в модель целевой ИС, позволит интегрировать перспективные предложения руководства и ведущих сотрудников предприятия, экспертов и системных аналитиков, сформировать видение новой, реорганизованной и автоматизированной деятельности предприятия.