Биохимический метод
Определение Х- и Y-хроматина
Заинтересованность (11; 12)
Избегание неприятностей (3; 6; 10)
Престижность (2; 8)
Благополучие (4; 7)
Стремление к самосовершенствованию (1; 13)
Долг и ответственность (5; 9)
АНКЕТА
Мотивационные факторы, способствующие повышению результатов обучения глазами учащихся
«Давайте представим себе ситуацию, что ты решил начать новую жизнь и больше никогда не получать плохих оценок, всегда выполнять домашние задания добросовестно, активно работать на уроках. Что может подтолкнуть тебя к такому решению? Из приведенных ниже высказываний выбери те (их может быть несколько), которые особенно сильно могут повлиять на твое решение:
1. я хочу быть еще лучше, чем я есть;
2. к хорошим ученикам все хорошо относятся;
3. родители наказывают меня за школьные неудачи;
4. родители поощряют меня за то, что я хорошо учусь;
5. человек должен хорошо выполнять свои обязанности, а моя обязанность – учиться;
6. я болезненно переживаю неудачи, не выношу, когда меня ругают;
7. тот, кто хорошо учится, потом хорошо устраивается в жизни;
8. в нашей школе ценят хороших учеников, а я люблю, когда меня хвалят;
9. плохие оценки не дадут мне реализовать планы на будущее;
10. у нас строгие учителя;
11. мне интересно учиться, узнавать новое;
12. мне нравится работать на уроке;
13. если я буду хорошо учиться, то буду много знать, буду интересным человеком.
Спасибо за работу и доверие!»
Далее педагогом высказывания группируются по мотивационным факторам:
Таким образом, можно обсудить, какие мотивы являются характерными для учащихся конкретной возрастной группы, а также для отдельных учеников
Определение Х- и Y-хроматина часто называют методом экспресс - диагностики пола. Исследуют клетки слизистой оболочки ротовой полости вагинального эпителия или волосяной луковицы.
В отличие от цитогенетического метода, который позволяет изучать структуру хромосом и кариотипа в норме и диагностировать наследственные болезни, связанные с изменением их числа и нарушением организации, наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями, а также полиморфизм по нормальным первичным продуктам генов изучают с помощью биохимических методов.
Впервые эти методы стали применять для диагностики генных болезней еще в начале XX в. В последние 30 лет их широко используют в поиске новых форм мутантных аллелей. С их помощью описано более 1000 врожденных болезней обмена веществ. Для многих из них выявлен дефект первичного генного продукта. Наиболее распространенными среди таких заболеваний являются болезни, связанные с дефектностью ферментов, структурных, транспортных или иных белков.
Дефекты структурных и циркулирующих белков выявляются при изучении их строения. Так, в 60-х гг. XX в. был завершен анализ (3-глобино-вой цепи гемоглобина, состоящей из 146 аминокислотных остатков. Установлено большое разнообразие гемоглобинов у человека, связанное с изменением структуры его пептидных цепей, что нередко является причиной развития заболеваний (см. § 4.1).
Дефекты ферментов устанавливают путем определения содержания в крови и моче продуктов метаболизма, являющихся результатом функционирования данного белка. Дефицит конечного продукта, сопровождающийся накоплением промежуточных и побочных продуктов нарушенного метаболизма, свидетельствует о дефекте фермента или его дефиците в организме (см. § 4.1).
Биохимическую диагностику наследственных нарушений обмена проводят в два этапа. На первом этапе отбирают предположительные случаи заболеваний, на втором —более точными и сложными методами уточняют диагноз заболевания. Применение биохимических исследований для диагностики заболеваний в пренатальном периоде или непосредственно после рождения позволяет своевременно выявить патологию и начать специфические медицинские мероприятия, как, например, в случае фенилкетонурии.
Для определения содержания в крови, моче или амниотической жидкости промежуточных, побочных и конечных продуктов обмена кроме качественных реакций со специфическими реактивами на определенные вещества используют хроматографические методы исследования аминокислот и других соединений.