Группа 2 группа
Подготовка к занятию
Проблемные вопросы
Основные вопросы
Требования к компетентности
Знать сущность и содержание понятий «педагогический контроль», «учет», «проверка», «оценка результатов учебно-познавательной деятельности учащихся».
Знать и понимать функции педагогического контроля и требования к его организации.
Уметь осуществлять различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
Уметь устанавливать причины затруднения учащихся и находить способы их устранения.
1. Понятие педагогической диагностики и ее функции в процесс обучения.
2. Место контроля и проверки знаний в системе диагностики.
3. Оценка и отметка в процессе обучения.
· Раскройте сущность педагогической диагностики. Каковы ее функции и направления?
· Какое место занимает контроль в учебном процессе? Каковы его структурные компоненты?
· Назовите основные функции контроля в учебной работе. Охарактеризуйте их.
· Что общего и в чем состоит различие между понятиями «оценка» и «отметка»?
· Какие виды контроля существуют в учебном процессе? В чем они выражаются.
· Какие методы и приемы контроля вы знаете?
· Назовите основные формы контроля и раскройте их особенности.
· Каковы возможности использования для контроля технических средств и вычислительной техники в учебном процессе?
· Охарактеризуйте правила оценивания и выставления отметок в школе.
· Каковы основные причины, побудившие пересмотреть пятибалльную систему отметок в школах Беларуси?
· Можно ли включать в отметку за предмет еще и отметку за поведение ученика на уроке?
· Каково ваше отношение к идее безотметочного обучения? Обоснуйте свою точку зрения.
1. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.
2. Вставьте пропущенные слова. Определите, о каких видах контроля идет речь.
А) …проводится в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Б) …проводится для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса.
В) …проводится по завершении изучения большой темы, раздела.
Г) …проводится в конце учебного курса, четверти, полугодия или года.
Д) …проводится на заключительном этапе обучения.
3. Исправьте ошибки в ответах.
А) Методы устного контроля (индивидуальный опрос, контрольная работа, лабораторные опыты).
Б) Методы письменного контроля (изложение, сочинение, фронтальный опрос, реферат).
В) Методы лабораторно-практического контроля (диктант, создание изделий и др.).
4. В практической учебной работе различают организационные формы контроля и форму как внешнее выражение процесса проверки. Используя полученные знания, определите, в какой группе перечислены организационные формы контроля.
индивидуальная форма; контрольный урок;
групповая форма; контрольное практическое занятие;
фронтальная форма; опрос;
комбинированный опрос; коллоквиум;
взаимоконтроль; зачет;
самоконтроль; экзамен;
«поурочный балл»
5. Заполните таблицу:
Виды контроля | Функциональное назначение контроля |
Предварительный контроль | Изучение уровня готовности учащихся к восприятию нового материала; выявление меры сформированности у учащихся умственных возможностей для полноценного восприятия нового учебного предмета |
… | … |
… | … |
… | … |
… | … |
6. В школах и вузах США итоговая оценка учитывает не только результат экзамена, но и работу в течение учебного года. Правильно ли это? Обоснуйте свою точку зрения.
7. В Республике Беларусь централизованное тестирование стало проводиться с весны 2001 года. В 2002 году тестированием было охвачено до 60 тысяч выпускников. Практика показала, что процент провалов достаточно велик, что говорит либо о сложности тестов, либо о невысоком уровне подготовки учащихся. Выскажите свое мнение относительно причин провалов учащихся на тестировании. Ответ аргументируйте.