Диагностические параметры и требования к ним.
Изменение технического состояния механизмов в процессе эксплуатации. Кривая Вейбула.
Дигностика
Список литературы
1. Балабанов, В.И. Нанотехнологии. Наука будущего. /В.И. Балабанов. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.
2. Рыбалкина, М. Нанотехнологии для всех. /М. Рыбалкина. - М.: Nanotechnology News Network, 2006. - 444 с.
3. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию. / Н. Кобаяси, пер. с япон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 134 с.
4. http://www.ntsr.info/
5. http://www.e-plastic.ru
У значительной части изделий процесс изменения технического состояния, в зависимости от времени или пробега автомобиля, носит плавный, монотонный характер, приводящий в пределе к возникновению постепенных отказов. Проведенные исследования и накопленный опыт показывают, что в случае постепенных отказов изменение параметра технического состояния аналитически достаточно хорошо может быть описано двумя видами функций: целой рациональной функцией n-го порядка
где A0 - начальное значение параметра тех. состояния;
L - наработка, т. е. пробег или время работы изделия;
A1, .., Aп – коэф-ты, определяющие хар-р и степень зависимости у от L.
или степенной функцией
где A1 и b – коэф-ты, определяющие, интенсивность и хар-р изменения параметра технического состояния.
В практических вычислениях по формуле 1 как правило, достаточно использовать функции первого — четвертого порядка.
Таким образом, зная функцию y = φ (L) и предельное значение параметра технического состояния yп, можно определить из уравнения L = f (у)средний ресурс изделия. Достаточно часто закономерности изменения параметров, (например, зазора между накладками и тормозными барабанами, свободного хода педали сцепления и др.) описываются линейными уравнениями:
y = A0 + A1L
где A1 - интенсивность изменения пар-ра тех. состояния, зависящая от конструкции и условий эксплуатации изделий.
Закономерности первого вида характеризуют тенденцию изменения параметров - технического состояния, а также позволяют определить средние наработки до момента достижения деталью, механизмом, агрегатом предельного состояния.
Кривая Вейбула. Зависимость износа(S ось y) от пробега(L ось х). Делится на 3 участка:1-обкатка, 2-нормальная эксплуатация, 3-старение.
Диагностический параметр - это параметр, косвенно характеризующий работоспособность объекта диагностирования.(Вибрация, расход топлива, мощность)
Они должны отвечать след. основным требованиям:
- однозначности
- стабильности
- широты изменения
- доступности и удобства измерения
- информативности
- технологичности
Под однозначностью понимается соответствие каждому значению диагностир. параметра, только одного вполне опред. значения параметра выходного процесса.
Широта поля изменения предусматривает наибольшее отклонение диагностич. параметра при заданном изменении структурного параметра.
Стабильность определяется получением однородных значений диагностич. параметра при нескольких измерениях.
Доступность и удобство измерения опред. конструкциями изделия и диагностич. средства.
Информативность параметра определяется удельным весом опред-х им отказов диагностированного объекта.
Удельный вес характеризуется частотой и стоимостью устранения отказов.
Технологичность измерения параметра опред-ся удобством подключения диагностир. аппаратуры, простотой измерения и обработки результатов измерений.
Диагностические параметры подразд. на частные и общие или интегральные.
Частные указывают на определенные неисправности или отказ диагностиров. обьекта.
Общие или интегральные характеризуют общее технич. состояние диагностиров. обьекта.
Диагностические параметры также бывают зависимые(используются при сопоставлении нескольких параметров) и независимые(указывают на конкретную неисправность).
В зависимости от глубины контроля парам. подразделяют на парам. проверки общего техн. сост. и парам. углубленного диагностирования.
По содержанию передаваемой информации парам. подразд. на 3 гр.:
1 – дающие информацию о техн. сост. объекта, но не характеризующие его функционирование;
2 - дающие информацию о функционировании объекта, но не дающие информацию о техн. сост.;
3 – комбинированные, дающие информацию о техн. сост. объекта и о его функционировании.