С 04.07.11г. по 30.07.11г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Класс (33 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Давайте познакомимся (3 ч) | |
Как работать с учебником. (1 час) Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты. | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваиватькритерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (системуусловных знаков). Осуществлять поиск необходимой информации (задавать и отвечатьна вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводитьее в знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму). |
Материалы и инструменты. (1 час) Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места | Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливатьсвязи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.[1] |
Что такое технология. (1 час) Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках. Понятие: «технология». | Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника. Называть виды деятельности, которыми школьники овладеютна уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности. (чему научатся). |
Человек и земля (21 ч) [2] | |
Природный материал. (1 час) Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый). Изделие: « Аппликация из листьев». | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотноситьприродные материалы по форме и цвету с реальными объектами.Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушитьпод прессом и создаватьаппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнятьработу с опорой на слайдовый или текстовый план. Соотноситьплан с собственными действиями. |
Пластилин. (2 часа) Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии. Понятия: «эскиз», «сборка». Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: «композиция». Изделие «Мудрая сова». | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами.Анализироватьизделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. [3] |
Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваиватьприемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Составлять план работы над изделием при помощи «Вопросов юного технолога» Осмысливать значение бережного отношения к природе. | |
Растения.(2 часа) Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: «земледелие», Изделие: «заготовка семян» Проект «Осенний урожай». Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». Изделие. «Овощи из пластилина». | Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по получению и сушке семян. |
Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, использовать«Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлятьсовместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. | |
Бумага.(2 час) Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемыи способы работы сбумагой. Правила безопасной работы с ножницами.Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы». Изделие. Закладка из бумаги. | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги(состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваиватьприемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. |
Насекомые.(1 час) Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски). Изделие «Пчелы и соты». | Использоватьразличные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотноситьформу и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваиватьприемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану. Оцениватькачество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога». |
Дикие животные.(1 час) Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные»» | Осваиватьприемы создания изделия в технике коллажа. Осваиватьпервичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе «Вопросов юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлятьтворчество. Использоватьправила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. |
Новый год. (1 час)[4] Проект «Украшаем класс к новому году». Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги. Изделие: «украшение на елку» Украшение на окно.Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Изделие: «украшение на окно» | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план, используя «Вопросы юного технолога»; распределятьроли, проводитьсамооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлятьсовместную практическую деятельность, анализироватьсвою деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнятьразметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Создаватьна основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. |
Домашние животные.(1 час) Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Котенок». | Использоватьприемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Определять по слайдовому плану последовательностьвыполнения изделия. Определять и использоватьприемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека. |
Такие разные дома.(1 час) Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: «макет», «гофрированный картон». Изделие: « Домик из веток». | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлятьразличные виды домов.По иллюстрации учебника и собственным наблюдениямсоставлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы)Осваиватьспособы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе сайдового плана. |
Посуда.(2 часа) Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза. Понятия: «сервировка», «сервиз». Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница» | Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий. Использоватьправила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваиватьправила поведения за столом. |
Свет в доме.(1 час) Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер». | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ, находить элементарные причинно-следственные связи.Анализироватьконструктивные особенности торшера. Планировать и осуществлятьработу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлятьэти виды планов. Осваивать правила работы с шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. Выбиратьудобный для себя план работы над изделием. |
Мебель(1 час) Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул» | Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Выбиратьнеобходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлятьрассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры. |
Одежда Ткань, Нитки(1 час) Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» Изделие: «Кукла из ниток» Учимся шить(3 часа) Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью, Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц. Изделия: «Закладка с вышивкой», «Пришивание пуговицы с двумя отверстиями» « Медвежонок», | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определятьинструменты и приспособления необходимые для работы. Осваиватьумение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливатьспособы изготовления одежды и ее назначение. |
Осваиватьправила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравниватьразличные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлятьвыбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваиватьправила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. | |
Передвижение по земле(1 часа) Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки. Изделие: «Тачка». | Осваиватьприемы работы с конструктором: знакомство с видами деталей и способами их соединения. Конструироватьизделие на основе предложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбиратьспособы сборки. Применять«правило винта» при" сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений деталей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию простого бытового механизма - тачки. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Находить необходимую информацию в тексте. |
«Человек и вода» 3 часа | |
Вода в жизни человека. (1 час) Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: «рассада». Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» | Исследоватьзначение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения. Осваиватьспособы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксироватьнаблюдения. Определять и использоватьинструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваиватьправила ухода за комнатными растениями. |
Питьевая вода. (1 час) Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Изделие: «Колодец» | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Самостоятельно анализироватьобразец. Конструировать макет колодца.Использоватьизвестные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия.Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления. |
Передвижение по воде. (1 час) Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | Анализироватьпроцесссборки реального объекта (плота),конструироватьмакет плота с использованием данной технологии. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой — «оригами» Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определятьнедостающие этапы его выполнения детали. Исследоватьразличные материалы на плавучесть. Использоватьизвестные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваиватьприемытехники «оригами». Сравниватьмодели одного изделия, выполненные из разных материалов. Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагатьсвое мнение, осуществлятьсовместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
«Человек и воздух» 3 часа. | |
Использование ветра. (1 час) Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Понятие: «флюгер». Изделие: «Вертушка» | Осуществлятьпоиск необходимой информации об использовании ветра, о птицах, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными на других предметах, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Сравниватьсовременные и старинные виды летательных аппаратов.Приводитьсобственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Выполнять разметку деталей по линейке. Осваиватьсоединение деталей с помощью кнопки. Использоватьприемы работы с бумагой.Выполнять украшение изделия по собственному замыслу. |
Полеты птиц. ( 1 час) Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». Изделие: «Попугай» | Осваиватьновый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливатьсвоё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдатьтехнику безопасности, закреплятьнавыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использоватьспособы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги». Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролироватьпоследовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе. |
Полеты человека.( 1 час) Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятия: «летательные аппараты». Изделие: «Самолет», «Парашют» | Подготавливать своё рабочее место, размещатьматериалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создаватьизделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план. Проводить эксперимент, определятьпрямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше.). |
Человек и информация-3часа. | |
Способы общения. 1 час Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо», | Осуществлятьпоиск информации о способах общения. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации и в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их. Осваиватьспособы работы с новым материалом - глина - и нанесение на нее рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы (анаграммы, пиктограммы) . Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие детали. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия Определятьнеобходимые для выполнения изделия материалы и инструменты по слайдовому плану. |
Важные телефонные номера, Правила движение.1 час Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. | Осуществлятьпоиск информации о способах передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснятьих значение. Составлятьтаблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. (Закрепить знания о способах обеспечения собственной безопасности). Составлять простой графический план местности, расставлятьдорожные знаки, определятьмаршрут. |
Компьютер. 1 час. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет» | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваиватьправила безопасного использования компьютера. Осваиватьработу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находитьинформацию в интернете с помощью взрослого. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Контроль | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | |
Давайте познакомимся (3 ч) | ||||||
Как работать с учебником. Я и мои друзья | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты. | Текущий самоконтроль | Знать условные обозначения учебника Знать критерии оценки изделия по разным основаниям. | Уметь пользоваться условными обозначениями; Уметь сравнивать учебник, рабочую тетрадь Уметь задавать вопросы, вступать в учебный диалог; Уметь осуществлять поиск необходимой информации Уметь анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить ее в знако-символическую систему | ||
Материалы и инструменты. Организация рабочего места. | Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места | Текущий самоконтроль | Знать что такое материалы, инструменты Знать, как организовывать свое рабочее место под руководством учителя. | Уметь находить и различать инструменты, материалы Уметь устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами Уметь организовать свою деятельность | ||
Что такое технология. | Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках. Понятие: «технология». | Текущий самоконтроль | Знать что такое «технология» Знать освоенные виды деятельности | Уметь объяснять значение слова «технология», Уметь находить информацию в словаре учебника Уметь называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями Уметь прогнозировать результат своей деятельности | ||
Человек и земля (21 ч) | ||||||
Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». | Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый). | Текущий самоконтроль | Знать что такое природные материалы Знать правила сбора и хранения природных материалов Знать правила бережного отношения к природе | Уметь наблюдать, исследовать, сравнивать, сопоставлять природные материалы – их виды и свойства (цвет, фактура, форма) Уметь соотносить природные материалы по форме, цвету с реальными объектами Уметь осваивать правила сбора и хранения природных материалов Осмыслить значение бережного отношения к природе Уметь выполнять работу с опорой на план Уметь соотносить план с собственными действиями | ||
Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии. Понятия: «эскиз», «сборка». | Текущий самоконтроль | Знать свойства пластилина Знать приемы работы с пластилином Знать понятия «эскиз», «сборка». | Уметь исследовать свойства пластилина Освоить способы и правила работы с пластичными материалами Уметь анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя Уметь оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога» | ||
Пластилин. Изделие «Мудрая сова». | Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: «композиция». | Текущий самоконтроль | Знать что такое композиция Знать приемы работы с пластилином Знать понятия «эскиз», «сборка». Знать свойства различных природных материалов | Уметь планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике планов Уметь сопоставлять эти планы Уметь сравнивать свойства различных природных материалов Уметь соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами Уметь отбирать необходимые материалы для изделия | ||
Растения. Изделие: «Заготовка семян. Получение и сушка семян» | Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: «земледелие», | Текущий самоконтроль | Знать части растения Знать профессии людей, связанных с земледелием. Знать понятие: «земледелие» | Уметь называть и показывать части растения Осмыслить значение растений для человека Уметь выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке Уметь оформлять пакетик для семян | ||
Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». | Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: «проект». | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | Знать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание) Знать что такое проект | Уметь использовать приемы работы с пластилином, Уметь подбирать цвет пластилина для изготовления изделия Освоить первичные навыки работы над проектом под руководством учителя | ||
Бумага. Изделие. Волшебные фигуры. | Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемыи способы работы сбумагой. Правила безопасной работы с ножницами.Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы». | Текущий самоконтроль | Знать виды и свойства бумаги. Знать приемыи способы работы сбумагой. Знать правила безопасной работы с ножницами. Знатьправила разметки при помощи шаблона знать правила сгибания, соединения деталей при помощи клея Знать правила экономного расходования бумаги Знать понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы» | Уметь исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги Уметь определять виды бумаги по цвету, толщине Освоить приемы работы с бумагой, с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея Уметь выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, Уметь создавать полуобъемную аппликацию Уметь планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике планов Уметь выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу | ||
Бумага. Изделие. Закладка из бумаги. | Текущий самоконтроль | |||||
Насекомые.Изделие «Пчелы и соты». | Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски). | Текущий самоконтроль | Знать виды насекомых Знать различные виды материалов (природные, бросовые и т.д.) Знать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина | Уметь использовать различные виды материалов при изготовлении изделий Уметь соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, находить в них общее Освоить приемы соединения природных материалов при помощи пластилина Уметь планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия по плану Уметь оценивать свою деятельность и качество изделия | ||
Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные»» | Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. | Текущий Самоконтроль Взаимоконтроль | Знать виды диких животных. Знать понятие «коллаж» Знать правила работы в паре | Освоить приемы создания изделия в технике коллаж Освоить первичные навыки работы над проектом под руководством учителя Уметь использовать правила работы с бумагой, ножницами, клеем Уметь оформлять изделие | ||
Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году». Украшение на елку. Изделие: «Украшение на елку» Украшение на окно. Изделие: «Елочка» | Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги. | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | Знать что такое проект Знать способы работы с бумагой: разметка деталей по шаблону, раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру | Уметь использовать первичные навыки работы над проектом Уметь выбирать необходимые инструменты, материалы, приемы работы. Освоить способы работы с бумагой Уметь создавать собственное изделие на основе заданной технологии Уметь оформлять класс | ||
Домашние животные. Изделие: «Котенок». | Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. | Текущий самоконтроль | Знать виды домашних животных, значение домашних животных в жизни человека. Знать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание) | Уметь использовать приемы работы с пластилином Уметь анализировать форму и цвет реальных объектов (дом. животных) Уметь соблюдать их при изготовлении изделий Уметь планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов Уметь определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия | ||
Такие разные дома. Изделие: « Домик из веток». | Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: «макет», «гофрированный картон». | Текущий самоконтроль | Знать виды домов и материалы, применяемыми при их постройке. Знать понятия: «макет», «гофрированный картон». Знать приемы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина | Уметь исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов Уметь составлять рассказ по своим наблюдениям о материалах, используемых при строительстве домов Уметь исследовать свойства гофрированного картона Уметь создавать макет дома из разных материалов Освоить приемы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина Уметь планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов Уметь контролировать и корректировать выполнение работы на основе плана | ||
Посуда. Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», «чайник», | Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза. Понятия: «сервировка», «сервиз». | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | Знать что такое проект Знать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание) Знать правила сервировки стола для чаепития Знать правила поведения за столом | Уметь использовать первичные навыки работы над проектом Уметь использовать приемы работы с пластилином Уметь анализировать форму, цвет, размер реальных объектов Уметь соблюдать их при изготовлении изделия Уметь использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз» Уметь использовать правила поведения за столом | ||
Посуда.Проект «Чайный сервиз» Изделие: «сахарница» | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | |||||
Свет в доме.Изделие: «Торшер». | Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. | Текущий самоконтроль | Знать разнообразие осветительных приборов в доме Знать правила безопасной работы с шилом. | Уметь исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов Уметь составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ Уметь устанавливать элементарных причинно-следственные связи Уметь анализировать конструктивные особенности торшера Освоить правила безопасной работы с шилом Уметь выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина | ||
Мебель Изделие: «Стул» | Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. | Текущий самоконтроль | Знать виды мебели и материалы, которые необходимы для ее изготовления. Знать способы работы с бумагой Знать правила самообслуживания | Уметь планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов Уметь использовать способы работы с бумагой Уметь выполнять раскрой деталей по шаблону Уметь выбирать необходимые материалы, приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу Освоить правила ухода за мебелью и уборки квартиры Уметь составлять рассказ об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры | ||
Одежда Ткань, Нитки Изделие: «Кукла из ниток» | Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы из которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» | Текущий самоконтроль | Знать виды одежды, ее назначение и материалы из которых ее изготавливают. Знать способы создания одежды. Знать виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. | Уметь исследовать текстильные и волокнистые материалы Уметь определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Уметь осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделия Уметь определять инструменты и приспособления, необходимые для работы Освоить умение наматывать, связывать, резать нитки Уметь планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов | ||
Учимся шить Изделие: Строчка прямых стежков; Строчка стежков с перевивом змейкой; Строчка стежков с перевивом спиралью; «Закладка с вышивкой», | Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью, Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц. | Текущий самоконтроль | Знать правила работы с иглой Знать виды стежков Знать виды пуговиц Знать способы пришивания пуговиц Знать правила экономного расходования тканей | Освоить правила безопасной работы с иглой Освоить виды стежков и способы пришивания пуговиц Уметь использовать их для оформления изделия Уметь сравнивать различные виды пуговиц и способы их пришивания уметь сравнивать способы выполнения стежков на основе прямых стежков уметь осуществлять выбор ниток и пуговиц для изделия уметь организовать свое рабочее место Уметь планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов | ||
Учимся шить Изделие: Пришивание пуговицы с двумя отверстиями | Текущий самоконтроль | |||||
Учимся шить Изделие: «Медвежонок» | Текущий самоконтроль | |||||
Передвижение по земле Изделие: «Тачка». | Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки. | Текущий самоконтроль | Знать приемы работы с конструктором Знать средства передвижения в различных климатических условиях, значение средств передвижения для жизни человека. Знать разные виды соединения деталей (подвижное, неподвижное) | Освоить приемы работы с конструктором Уметь конструировать изделие на основе предложенного плана Уметь применять приемы работы с конструктором – завинчивание и отвинчивание гайки – при сборке и разборке моделей Освоить разные виды соединения деталей Уметь моделировать и собирать изделие из конструктора Уметь проектировать конструкцию простого бытового приспособления Уметь планировать и осуществлять работу на основе текстовых планов | ||
«Человек и вода» 3 часа | ||||||
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями» | Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: «рассада». | Текущий самоконтроль | Знать правила ухода за комнатными растениями. Знать значение воды для человека и растений | Уметь осуществлять поиск информации о воде, ее значении для развития жизни на Земле, использовании воды Уметь сравнивать информацию полученную из разных источников. На основе сравнения уметь делать выводы и обобщения Уметь проращивать семена Уметь исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты Освоить правила ухода за комнатными растениями | ||
Питьевая вода. Изделие: «Колодец» | Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. | Текущий самоконтроль | Знать разнообразие геометрических фигур: параллелепипед | Уметь отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике Освоить последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала Уметь самостоятельно анализировать образец. Уметь конструировать макет колодца. Уметь использовать известные свойства материалов при определении приемов изготовления изделия. Уметь сравнивать способы и приемы изготовления изделия Уметь составлять и изготовлять композицию по образцу | ||
Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот» | Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | Знать значение водного транспорта для жизни человека. Знать способы сборки плота. Знать разнообразие геометрических фигур: цилиндр Знать способы и приемы выполнения изделий в технике оригами. Знать что такое проект | Уметь анализировать процесс сборки реального объекта Уметь конструировать макет плота с использованием технологии реальной сборки Освоить новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой – оригами Уметь использовать известные свойства материалов при определении приемов изготовления изделия Уметь сравнивать модели одного изделия, изготовленные из разных материалов Уметь использовать первичные навыки работы над проектом | ||
«Человек и воздух» 3 часа | ||||||
Использование ветра. Изделие: «Вертушка» | Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке (вычерчивание диагонали). Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу. Понятие: «флюгер». | Текущий самоконтроль | Знать понятие: «флюгер». Знать способы разметки по линейке. Знать правила техники безопасности Знать приемы работы с бумагой | Уметь осуществлять поиск информации об использовании ветра, о полетах человека, летательных аппаратах. Уметь сопоставлять полученную информацию со знаниями, полученными при изучении других предметов, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Освоить технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки Уметь чертить диагональ Освоить соединение деталей с помощью кнопки Уметь использовать приемы работы с бумагой Уметь оформлять изделие по собственному замыслу | ||
Полеты птиц. Изделие: «Попугай» | Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | Знать виды птиц. Знать приемы работы с бумагой Знать понятие: «мозаика». Знать, как правильно организовать свое рабочее место Знать способы экономного расходования бумаги, материалов при выполнении техники «рваная бумага». Знать правила работы в группе | Освоить новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага» Уметь готовить свое рабочее место, рационально размещая материалы и инструменты Уметь соблюдать технику безопасной работы с инструментами Закрепить навыки работы с бумагой и клеем Освоить и уметь использовать способы экономного расходования бумаги, материалов при выполнении техники «рваная бумага». Уметь изготавливать по образцу и в соответствии с планом аппликацию из бумаги Уметь корректировать и контролировать последовательность выполнения Уметь выполнять правила работы в группе | ||
Полеты человека Изделие: «Самолет», «Парашют» | Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятия: «летательные аппараты». | Текущий самоконтроль | Знать виды летательных аппаратов. Знать, как правильно организовать свое рабочее место Знать правила работы с ножницами, клеем Знать способы экономного расходования бумаги, материалов при выполнении техники «оригами». | Уметь сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Уметь готовить свое рабочее место, рационально размещая материалы и инструменты Уметь использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами, клеем Уметь самостоятельно создавать изделие по плану, используя технику оригами Уметь проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше) | ||
Человек и информация-3часа | ||||||
Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо», | Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). | Текущий самоконтроль | Знать способы общения и получения информации. Знать способы работы с бумагой, картоном, глиной Знать разные знаково-символические системы | Уметь осуществлять поиск информации. Уметь анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации Уметь самостоятельно делать выводы и обосновывать их Освоить способы работы с новым материалом (глиной), уметь нанести на нее рисунка с помощью сетки Уметь переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы) Уметь самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы Уметь определять прием работы с пластилином при изготовлении изделия Уметь определять необходимые для изготовления изделия материалы и инструменты по слайдовому плану | ||
Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы. Важные телефонные номера | Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. | Текущий Самоконтроль взаимоконтроль | Знать способы передачи информации, перевод информации в знаково-символическую систему. Знать правила движения Знать важные телефонные номера Знать безопасный маршрут из дома до школы. | Уметь осуществлять поиск информации о способах передачи информации Уметь анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме. Уметь ориентироваться в дорожных знаках Уметь объяснить их значение Уметь составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от школы домой, используя информацию из учебника и собственный опыт Уметь рисовать простой план местности, размечать на нем дорожные знаки, определять маршрут | ||
Компьютер. | Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет» | Текущий самоконтроль | Знать составные части компьютера Знать правила пользования компьютера Знать понятия: «компьютер», «интернет» | Уметь осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения Освоить правила использования компьютера Освоить работу на компьютере: включать, выключать его Уметь называть и показывать части компьютера Уметь находить информацию в Интернете с помощью взрослого |