Игровая деятельность
Игровые технологии.
Сафин И. И. 123 группа
Примерная диагностика исполнительской (песенной) деятельности младших школьников
Цель: изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей младшего школьного возраста.
Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностическая ситуация, анализ продуктов детской деятельности.
Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для школьника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.
1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?
2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
4. Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
5. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
6. Ты любишь петь один или вместе с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь?
7. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?
В ходе беседы необходимо выявить следующее:
· какие песни предпочитают дети;
· кто чаще всего является героем детских песен;
· отношение детей к пению;
· песенный репертуар, характерный для детей данной группы.
Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни школы и их разнообразия. Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям:
· музыка звучит в повседневной жизни школы;
· дети поют по своему желанию;
· занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;
· сочиняют песни по собственному желанию;
· проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;
· привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.
Игровая педагогическая ситуация используется с целью выяснения эстрадных предпочтений детей. Для этого проводится музыкальный досуг «Песня года», где детям предлагается перевоплотиться в звезд современной эстрады и исполнить знаменитый хит любимого певца.
В ходе исполнения детьми песен определяются:
· характер исполнения песни (хорошо или плохо копирует исполнителя);
· способность детей к перевоплощению;
· обоснованность выбора образа исполняемой песни;
· влияние социокультурной среды на предпочитаемую ребенком песню.
Метод изучения продуктов детской деятельности проводится с целью выяснения желания детей заниматься песенным творчеством, развития у них способностей и необходимых умений.
Для этого проводится беседа с каждым ребенком. Например: «Представь, что ты юный композитор и выступаешь перед зрителями со своей собственной песней. Подумай, какую песню ты будешь петь, объяви ее название и спой».
Материал: ноты, пианино, микрофон.
Анализируя исполнение песни, выявляем:
1. наличие творческих способностей:
· ребенок поет уже известную ему песню;
· ребенок поет совершенно новую песню;
· ребенок поет песню на известные слова, используя свой мотив;
· ребенок поет песню на известный мотив, используя свои слова;
2. наличие музыкальных способностей:
· мелодия заканчивается тоникой;
· мелодия имеет определенный ритмический рисунок;
3. оригинальность исполнения — наличие сюжета, связанности.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
, Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения:все уровни. По философской основе:приспосабливающаяся. По основному фактору развития:психогенные.
По концепции усвоения опыта:ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры:ЗУН +СУД +СУМ +СЭН +
сдп.
По характеру содержания:все виды + проникающие.
По типу управления:все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам:все формы.
По подходу к ребенку:свободное воспитание.
По преобладающему методу:развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации:активизация.
По категории обучаемых:массовая, все категории.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Литература
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
4. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
6. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
7. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.
8. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.
9. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.
10. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
12. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
13. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.
14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
17. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.
18. Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.
19. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.
20. Удовольствие - в игре. - М.
21. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
22. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
23. Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994.
24. ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.
25. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.