Диагностика музыкальных способностей детей
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону — основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?
Во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.
Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.
В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.
В-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.
Прежде всего, уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?
Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в школьном образовании.
Назначение диагностики музыкальных способностей школьников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.
Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей школьников?
В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику школы. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял учитель музыки, наблюдая за школьником в учебной и внеучебной деятельности.
Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 — 4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки.
К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.
1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:
· в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;
· в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;
· в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».
2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:
· в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
· в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
· в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
· в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.
3. Способность оценивать «красивое» в музыке, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:
· в свободном различении характера музыки;
· в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности;
· в способности дать вербальную характеристику музыке;
Таблица 13. Критерии развития музыкальных способностей детей школьного возраста (по О. П. Радыновой)
Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | |
1 класс | |||
Внимание. | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3 — 5 звуков. | |
Просьба повторить. | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. | ||
Наличие любимых произведений. | Соответствие движений ритму музыки. | ||
Внешние проявления (эмоциональные). | |||
Узнавание знакомой мелодии | |||
2 класс (добавляются следующие критерии) | |||
ческого рисунка мелодии. | |||
Высказывания о характере музыки (двухчастная форма). | Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением. | Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии | |
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту. | Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 — 4 звуков на металлофоне | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями. | |
Определение окончания мелодии. | Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) | ||
Определение правильности интонации в пении у себя и у других | |||
3класс (добавляются следующие критерии) | |||
Высказывания о музыке с контрастными частями. | Пение знакомой мелодии без сопровождения. | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с неконтрастными частями. | |
Окончание на тонике начатой мелодии | Пение малознакомой мелодии без сопровождения. | ||
Подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне. | |||
Подбор по слуху малознакомой попевки |
В настоящее время педагогом О. П. Радыновой конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей (табл. 13). Ведущий диагностический метод О. П. Радыновой — это подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Короткие тестовые задания, скрининги предлагает использовать и А.Н. Зимина.
Автор также дает несколько рекомендаций по организации диагностической процедуры: во-первых, до начала диагностики педагог должен знать ситуацию развития ребенка, уточнить условия, в которых существует ребенок, его индивидуальные особенности; во-вторых, диагностику следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в заданиях посредством простых и понятных вопросов. Выслушивать ребенка педагог должен до конца, не перебивая и не поправляя его ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал. Действия педагога в процессе диагностики должны осуществляться четко по соответствующему алгоритму.
Рассмотренные варианты диагностики музыкальных способностей относятся к традиционным. Исследователь современных проблем музыкального воспитания детей Ю. Б. Алиев считает, что традиционно используемые методы в диагностике музыкальных способностей проверяют и оценивают «не музыкальные способности, как думают взрослые, а определенные навыки воспроизведения мелодии голосом; не музыкальную память, которая у ребенка еще не может быть полноценно сформирована, а непроизвольные слуховые представления; и, что бывает не столь уж редко, не музыкально-ритмическое чувство, а чувство метра» (СНОСКА: Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).
Ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю. Б. Алиев считает яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью.
Ученый предлагает осуществлять диагностику музыкальных способностей в школе нетрадиционными методами, используя в качестве диагностики пробные музыкальные занятия, экзамен-процесс, который организуется по принципу приемных испытаний детей, желающих поступить в музыкальную школу.
В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта школьников, включающую в себя изучение:
· опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов школьника, личностной включенности в музыкальную культуру;
· опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
· опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать — декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности); сюда же входят специальные (технические) умения детей — певческие, инструментальные, танцевальные, изучение которых осуществляется в процессе диагностики музыкальных способностей дошкольников и при целенаправленном наблюдении музыкальным руководителем детского сада в течение учебного года;
· опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности; сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.
Рассмотрим возможные варианты таких диагностик с учетом обозначенных ранее педагогических принципов.