Значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей школьного возраста
Зачем нужна диагностика? Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. К ним относятся внутренние условия (наследственность, задатки, индивидуальные возможности и способности субъекта) и внешние условия, в числе которых семья, педагог, среда и многое другое. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.
В связи с этим проектирование условий воспитания и развития ребенка всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, характера предпочитаемой им деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности.
Не является исключением и проектирование процесса музыкального воспитания и развития школьника. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика. Именно диагностика дает возможность точного определения целей педагогического процесса.
Что такое педагогическая диагностика? Возникновение педагогической диагностики связано со становлением в педагогике в конце XIX в. экспериментального направления, согласно которому основой изучения ребенка и главным источником педагогических выводов являются эмпирические наблюдения и специально поставленный эксперимент.
Впервые попытку обоснования педагогической диагностики предпринял К. Ингенкамп в 1968 г. Он определил педагогическую диагностику как средство, способствующее выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации.
1. В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики.
2. Педагогическая диагностика выполняет служебную функцию внутри системы образования, процессов воспитания и обучения. Она изучает личность, особенности ее развития только в условиях педагогического процесса.
3. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.
4. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.
5. Педагогическая диагностика всегда персональна.
Определены и основные функции педагогической диагностики.
1. Функция обратной связи, позволяющая педагогу управлять процессом становления, развития личности, контролируя свои действия при помощи таких сведений о педагогическом процессе, которые позволяют ориентироваться на достижение лучшего варианта педагогического решения.
2. Функция оценки результативности педагогической деятельности, основанная на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями.
3. Функция воспитательно-побуждающая, учитывающая, что при диагностировании педагогу нужно не только получать информацию о ребенке, но и включаться в его деятельность.
4. Функции коммуникативная и конструктивная, основанные на том, что межличностное общение невозможно без знания и понимания партнера. Реализация этих функций возможна при условии, когда диагностика определяет индивидуально-типологические особенности детей и педагога в процессе их взаимодействия.
5. Функция информирования участников педагогического процесса, т. е. сообщение результатов диагностики (если оно целесообразно) педагогам, участвующим в процессе развития личности конкретного ребенка, и родителям.
6. Функция прогностическая, подразумевающая определение перспективы развития диагностируемого ребенка.
Общими принципами педагогической диагностики являются следующие:
1. Принцип целенаправленности диагностики, согласно которому необходимо четкое выделение объектов изучения.
2. Принцип единства воспитания и изучения, согласно которому необходим всесторонний учет результатов изучения детей в планировании и организации деятельности каждого педагога, а сам процесс воспитания одновременно организуется и как изучение воспитанников.
3. Принцип изучения коллектива и личности в их единстве.
4. Принцип непрерывности педагогической диагностики, согласно которому изучение коллектива и личности является постоянным процессом, поскольку непрерывным является и сам процесс воспитания и развития детей.
5. Принцип соответствия диагностики уровню развития науки, согласно которому необходимо применение только таких методов изучения детей, которые апробированы в науке и дают наиболее точную картину. Методы должны быть адекватны задачам диагностики. Этот принцип позволяет нам выделить ряд дополнительных принципов, таких, как:
· принцип личностной (субъектной) ориентации диагностики, назначение которой заключается в выявлении индивидуальных особенностей детской личности;
· принцип использования максимально индивидуализированных методов диагностики, к которым относятся методы (наблюдение, беседа, диагностические задания) и методики, ориентированные на изучение индивидуальной логики процесса развития ребенка;
· принцип комплексного характера диагностики, согласно которому необходимо использование системы методов изучения, взаимодополняющих и уточняющих представление о каждом ребенке.
С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей школьного возраста становятся:
1. изучение субъектных особенностей и возможностей школьников в музыкальной деятельности;
2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в школе и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений школьников;
3. изучение своеобразия музыкальности школьников определенного возраста;
4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;
5. изучение особенностей отношения учителя музыки к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;
6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию школьников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.
Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:
· на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;
· на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта музыкальной деятельности;
· на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного школьного возраста и конкретного ребенка;
· на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого школьника;
· на информации об условиях педагогического процесса;
· на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ОУ.
Таким образом, диагностика позволит учителю музыки спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-школьника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.
В диагностике музыкального воспитания и развития школьников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.
Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей школьника в условиях школьного образования?