Оценка результатов беседы.

Вопросы собеседования.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мать)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач, учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше, корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или петуха?

21. Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

 

Оценка ответов:

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок может получить 1 балл (за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0.5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе». «У собаки лап больше, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две».

Неверным считаются ответы типа :«Мама Таня». «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше-меньше».

4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22 Они оцениваются следующим образом:

№5 – если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, - 1 балл, если он называет года с учетом месяцев – 3 балла;

№8 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла, за обоснованны по признакам ответ (не менее трех признаков) – 2 балла, до трех признаков – 1 балл;

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл;

№ 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5 Пункт 16 оценивается совместно с пунктом 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4).

Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, среднезрелыми – дети, получившие 20-23 балла, и незрелыми – 15-19 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

 

Тест Керна-Ирасека наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития деятельности, необходимой для успешного обучения письму, речи и т.д. Тест включает три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном положении.

Эти задания дают общие представления об уровне психического развития ребенка, его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координаций. Развитие последних связано со зрелостью центральной нервной системы, со степенью развития мышц кисти руки. Без этого невозможно становление у ребенка навыка письма и совершенствование рисунка, выполнение которого отражает развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления и речи.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.

Речь является средством приобретения знания, развития психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения между учителем и ребенком.

Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи.

Диагностика речевого развития детей может осуществляться различными вариантами подбора методик, включающих в себя задания по выявлению уровня развития отдельных сторон развития речи (лексики, фонетики, грамматики, связной речи). На основании выполнения заданий делаются выводы об уровне речевого развития детей в целом.

Примерный вариант методики диагностирования речевого развития детей включает наблюдение за повседневным общением детей, пересказ литературных текстов, задания на выявление уровня развития словаря, грамматической и звуковой сторон речи.

Для определения качества звукопроизношения (чистоты речи) ребенку предлагают последовательно перечислить по картинкам вслух предметы, в названии которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

1) сонорных – (р) – твердый и мягкий, (л) – твердый и мягкий;

2)свистящих – (с) – твердый и мягкий, (з) – твердый и мягкий;

3)шипящие – (ж). (ш), (ч).

Каждый из перечисленных звуков должен встречаться в начале, середине и конце слова.

При проведении исследования фиксируются все дефекты в произношении звуков, имеющиеся у данного ребенка. Наличие дефектов в произношении хотя бы одного из исследуемых звуков указывает на невыполнение задания (обозначается знаком -).

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.

Оценка коммуникативных умений может проводиться по следующим критериям:

низкий уровень – ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание;

средний уровень – ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умеет пользоваться формами речевого этикета, но навыки неустойчивы;

высокий уровень – ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, навыки стабильны.

Для изучения уровня связной речииспользуется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать незнакомый рассказ (сказку), небольшой по объему, пересказ детей записывается и оценивается по следующим показателям:

1. Понимание текста – правильно ли ребенок формулирует основную мысль.

2. Структурирование текста – умение последовательно и точно построить пересказ.

3. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными средствами.

4. Грамматика – правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.

6. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 12 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение. 1 балл - незначительное отклонение от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение текста, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Таким образом оценка 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 6 баллов – среднему уровню, меньше 6 баллов – низкому уровню.

Изучение словаря ребенка предполагает выявление способности ребенка быстро находить, подбирать наиболее точные слова, употреблять обобщающие слова.

Задание № 1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный набор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.

Задание № 2. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению.

 

Важным критерием определения уровня школьной зрелости детей являются представления об умственной работоспособности и ее динамике в процессе обучения, характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы.

При изучение умственной работоспособности пользуются фигурными таблицами (см. рис.)

Работа с помощью таблиц выполняется детьми в течение двух минут. Предварительно детям дается указание: «Просматривайте внимательно фигурки, отыскивайте среди них только три: треугольник, кружок, флажок. В треугольниках ставьте черточки (минус), в кружочках – крестик (плюс), во флажках – точку». Задание рисуется на доске. Дети опрашиваются, как они его поняли. Нескольким детям предлагается повторить задание. После этого все нарисованное с доски стирается и дается команда: «Начали работу». Дети выполняют работу на заранее выданных листах с фигурками. Через две минуты работа останавливается. Таблички с выполненными заданиями собираются. В каждом новом обследовании детей дается новый вариант заданий.

Оценка выполненного задания проводится по объему (количеству) просмотренных фигур и качеству работы (количеству допущенных ошибок в перерасчете на 100 просмотренных фигур). Например, ребенок просмотрел 60 знаков и допустил 7 ошибок. В пересчете на 100 знаков это составит:

Х=7х100/60=11,6

Помимо этого, рассчитывается коэффициент продуктивности умственной работоспособности по формуле:

К=С/(С+А),

Где С – количество просмотренных строчек,

А – количество ошибок.

Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за одну допущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок.

Если полученный результат соответствует или превышает средние значения, полученные при обследовании данного коллектива, то проба считается выполненной и оценивается знаком (+).

 

Психофизиологическое содержание показателей готовности детей к школе определяется по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта.

1. Планирование(возможность организовать свою деятельность в соответствии с ее целью):

низкий уровень планирования – действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень планированиядействия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень планирования – действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.

2. Контроль(возможность или умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью):

низкий уровень контроля – полное несоответствие результатов своих усилий с поставленной целью (ребенок сам этого не соответствия не видит);

средний уровень контроля – частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное несоответствие;

высокий уровень контроля – соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

3. Мотивация учения(стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их):

низкий уровень – стремление ориентироваться только на свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств;

средний уровень – стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень – стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.

 

4. Уровень развития интеллекта:

низкий уровень – невозможность (неумение) слушать другого человека; невозможность выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего – невозможность слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний уровень – невозможность слушать другого человека, выполнение простых логических операций – сравнение, обобщение в форме словесных понятий, ошибки в выполнении более сложных логических операций – абстракции, конкретизации, анализа, синтеза в форме понятий;

высокий уровень – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и ошибки в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без помощи взрослого;

очень высокий уровень – возможность слушать другого человека, возможность выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов –невозможность планирования и контроля, низкая мотивация учения (ориентир только на данные органы чувств), невозможность слушать другого человека и выполнять логические операции в форме слова (понятия).

Ребенок к школе готов –умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.