Метод опроса родителей.
Метод беседы.
Этот метод помогает получить информацию о результатах развития ребёнка в результате их обсуждения с родителями, другими педагогами.
Цель данного мнения – обмен мнениями, обсуждение характера проблем и их причин.
При проведении беседы необходимо соблюдать следующие требования:
– беседа должна порождать и поддерживать интерес
– важно продумать организацию предметного пространства и времени для проведения беседы
– нельзя заниматься открытой критикой
– важно предупредить ожидание немедленного получения результатов от беседы
– во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и их задачи
Метод осуществляется с применением опросных листов (анкет), где используются вопросы открытого типа (ответ дается в свободной форме), или закрытого типа (варианты ответов предлагаются в опроснике).
Результаты опросников могут обсчитываться математически в баллах.
Этот метод специально может применяться непосредственно по отношению к ребёнку.
4. Специально для исследования потенциальных возможностей детей 7лет А.Я.Иванова предложила метод обучающего эксперимента.
Методика предполагает использование двух наборов геометрических фигур, разных по цвету, форме, величине. Набор, в котором представлены 3 цвета, 4 формы и 2 величины, используется для основного задания, а набор из 4 цветов, 3 форм – для аналогичного задания.
Ребенку предлагается разложить карточки по одному признаку ( в основном задании – это цвет, далее – форма, затем – величина). При затруднении ему оказывается обучающая помощь, после чего предъявляется аналогичное задание.
Возможно несколько вариантов выполнения задания:
- перенос полный в вербальной форме – ребенок называет все три признаки;
- перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не мене 2 признаков;
- перенос полный в действиях – ребенок выполняет 3 правильные группировки, но не называет их (это часто наблюдается у детей с речевыми нарушениями);
- перенос частичный в действиях – ребенок осуществляет не менее 2 правильных группировок;
- перенос отсутствует – ребенок выделяет 1 признак или не выделяет ни одного из признаков фигур второго набора.
Оценка результатов проводится по трем критериям:
1. Ориентировочная деятельность, которая у здоровых детей носит активный характер и нарушается при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии.
2. Способность принять помощь. Оценка производиться по количеству полученных ребенком уроков – подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, умственно отсталым – до 20.
3. Способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания.
«Почтовый ящик». Этот метод широко используется для обследования детей разного возраста. Он применяется для исследования наглядно-действенного мышления, позволяя выявить способность ребенка к осмыслению нового способа действия.
«Почтовый ящик» представляет собой коробку со съемной крышкой. В крышке сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки (каждая в двух экземплярах) своим основанием повторяют форму прорези на крышке коробки.
Эта методика не требует речевых ответов со стороны ребенка в процессе выполнения.
Для ребенка с нормальным интеллектом 6 лет и старше это задание не представляет трудности и выполняется путем зрительного соотношения формы основания фигурки с формой прорези. В отдельных случаях дети прибегают к промериванию (как правило, в отношении двух фигур: треугольника и полукруга, которые требуют определенного разворота). Выбор фигурок такими детьми обычно производится в определенной системе: например, опустив в «ящик» квадрат, ребенок затем берет идентичную фигурку. Дети с интеллектуальными нарушениями в 7-8 летнем возрасте редко действуют путем зрительного соотнесения, для них более характерен путь проб и ошибок.
Классификация предметов. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в распределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Кроме того, применение метода дает возможность выявить особенности внимания, личностные реакции испытуемого на свои успехи и неудачи.
Для проведения исследования необходимо иметь набор из 70 карточек, на которых изображены предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользоваться стандартным набором карточек.
Перед ребенком кладут 5 карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.
Ребенку показывают пачку картинок и предлагают их разложить по группам – что к чему подходит. Если ребенок испытывает затруднение при выполнении задания, педагог объясняет, как его выполнить.
Поскольку обследование носи характер обучающего эксперимента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т.е. перенос).
Этот вариант методики у детей с сохраненным интеллектом не вызывает затруднений. В большинстве случаев после совместного разбора двух-трех (иногда одной) картинок дети улавливают принцип классификации и дальше выполняют работу самостоятельного без ошибок или с единичными ошибками.
Более подробно о этих методиках можно прочитать книге «Психолого-педагогическая диагностика» под ред. И.Ю.Левченко, С. Д. Забрамной (Москва, 2005 года).