Диагностика готовности ребенка к обучению в школе

 

(методические рекомендации в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений)

 

 

Автор и составитель Короткова Л.В.

Методист Привокзального РМК

 

Тула, 2007 год

 

Ч. 1. Что такое педагогическая диагностика?

 

Педагогическая диагностика призвана оценить формирование личности ребёнка, отдельных его сторон как относительно устойчивых образований, охарактеризовать целостный педагогический процесс, направленный на формирование личности ребёнка.

Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих её объективный и независимый характер. Первая функция – обратная связь. Не контролируя своих действий, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение педагогического решения.

Вторая функция – оценка результативности педагогической деятельности. Она основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.

Третья функция – воспитательно - побуждающая. Диагностику педагогического процесса отличает то, что её невозможно оторвать от реальной жизни ОУ. При педагогической диагностике нужно не только получить информацию о каждом в отдельности ребёнке, но и активно включиться в их реальную деятельность, в сложившиеся отношения.

Четвёртая и пятая функции – коммуникативная и конструктивная. Выполнение этих функций возможно при условии, когда диагностика определяет индивидуально – типологические особенности детей и педагогов в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.

Шестая функция – информационная. Результаты педагогической диагностики интересны всем педагогам, родителям и руководителям образования, как в ДОУ, так и в районе, городе.

Седьмая функция - прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определение перспективы развития диагностируемого объекта.

Таким образом, педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:

– Что и зачем изучать?

– По каким показателям это делать?

– Какими методами пользоваться?

– Где и как использовать результаты?

– Как включить диагностику в целостный воспитательно - образовательный процесс?

Диагностика в дошкольный период проводится с целью установления степени готовности ребёнка к обучению в начальной школе. Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве является изменение социальной ситуации его жизни. Это обусловлено как развитием личности, развитием всех психических функций, так и общим физическим созреванием, способностью ребёнка многие вещи выполнять самостоятельно, с незначительной помощью или вовсе без помощи взрослого. Эти изменения предполагают смену социальной позиции ребёнка, изменение его статуса как члена общества, деятельность которого была бы нужна и положительно оценивалась другими людьми. Таким переходным моментом и является смена «детсадовского» состояния на «школьное», присвоение общественно значимой позиции школьника.

Понятно, что психологическое созревание не всегда соответствует физическому возрасту и его соответствие зависит от целого ряда факторов, таких как условия детской жизни, обучения и воспитания в семье, взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому обучение в школе с шести лет оказывается необходимым не для всех детей. Не готовые к школьному обучению дети могут испытывать значительные трудности в части привыкания и школьным порядкам и режиму, что приводит к частым болезням и плохому усваиванию программы. На фоне утомляемости, истощаемости, раздражительности, слабости, потери работоспособности могут возникнуть даже неврологические состояния.

При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

– создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

– предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с педагогом;

– чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;

– игровой характер заданий;

– учёт уровня развития познавательной деятельности.

Диагностика уровня развития ребёнка начинается с беседы с ним, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребёнка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и задания.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно – образного мышления, игровой деятельности, конструирования и рисования. При обследовании детей 6 лет необходимо учитывать развитие сюжетно – ролевой игры, отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в некоторых случаях – методом зрительной ориентировки.

 

Методы диагностики.

1. Метод наблюдения.

Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребёнком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада, на участие, в совместной деятельности, то есть в естественных ситуациях. Поэтому данный метод часто называют методом естественного наблюдения. С помощью данного метода можно выявить составляющие деятельности ребёнка, эмоциональные реакции, развитость навыков самообслуживания, опрятность отношения к поручениям, ведущий фон настроения, особенности двигательного развития и прочее. Эта информация становится основанием для дальнейшего изучения.

Наблюдение – надежный метод, не требующий специального оборудования и исключающий дополнительную психо–эмоциональную нагрузку на ребёнка. Но данный метод предполагает высокий уровень профессионализма у педагога и хорошие знания психолого–педагогических особенностей детей. Результаты, полученные в процессе наблюдения, нуждаются в перепроверке и подтверждении в ходе дальнейшего изучения ребёнка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая и определяет рамки и параметры наблюдения.

Процедура наблюдения может быть различной. Педагог может войти в контакт с наблюдаемым ребёнком, например, играть с ним, а может наблюдать со стороны.

Однако, наблюдение имеет свои недостатки:

– длительность

– субъективность

– невозможность статической отработки

Наблюдение может входить частью в стандартизированную методику и тогда оно становится формализованным и его результаты математически обсчитываться.