Характер опоры для тела животного

Контур фигуры; характер и нажим линий

Смещение рисунка влево или вправо

Размер рисунка

Пространство листа

Расположение рисунка на листе

Когда рисунок размещён в середине: это свидетельствует о том, что человек не стремится к изменению себя в том жизненном пространстве, в котором он находится, оно его устраивает.

Рисунок размещён вверху листа: это значит, что он хочет быть вверху, что его не устраивает положение, которое он занимает в настоящий момент жизни. И чем выше ушёл рисунок, тем сильнее желание быть вверху, тем отчётливее его недовольство своим положением.

Рисунок расположен внизу (ниже средней горизонтальной линии): это означает, что обследуемый хочет закрыться, спрятаться, остро ощущает собственные недостатки, чувствует себя приниженным.

В состоянии напряжённости люди не любят пустоты, и стремятся изрисовать всё пространство листка. Нежелание оставить пустые места на листке возникает и процессе письма, что так же говорит о напряжённости или тревожности. Другие наоборот, рисуют так, что остаётся много свободного места или пишут так, что оставляют много пространства для положительных эмоций.

Некоторые обследуемые много внимания уделяют изображению фона: рисуют траву, речку, пейзаж вообще. Это истолковывается двояко, а) повышенное любопытство (ему всё интересно), страсть к новизне; б) это может быть гиперкомпенсацией, когда субъект испытывает затруднения в установлении контактов с другими людьми, не хочет «выходить в мир» (тогда этот мир изображается в виде рисунка).

Средний размер рисунка 5 - 7 см.

Если рисунок значительно больше, то это свидетельствует о стремлении человека к самораспространению. Громадный рисунок (зачастую захватывающий и обратную сторону листа) может свидетельствовать о тенденции к психопатии.

Мелкий рисунок говорит о том, что данный человек не уверен в себе, робок, подавлен, зажат.

Микрорисунок (размером 2-3 мм, когда теряется даже форма животного): может свидетельствовать о паталогических тенденциях (например, к шизофрении).

У каждого рисунка есть так называемая несущая смысловая часть, чаще всего ею является голова. Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы или увеличенный лоб свидетельствует о том, что человек ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих.

Если голова повёрнута влево от середины: это означает, что индивид не осуществил свои планы и мысли. Размещение несущей смысловой части в левой половине листа, есть проявление внутренней жизни при внешне пассивном поведении; тенденция к рефлексии, иногда – нерешительность, страх, боязнь активного действия. Отсутствие доминантных черт характера (может быть отсутствие притязаний на самоутверждение).

Если голова (или то, что её заменяет на рисунке), повернута вправо, это признак человека действия. Свидетельствует о высокой целеустремленности и активности. Замыслы и планы отличаются реалистичностью и чаще всего осуществляются.

Правая рука - орудие действия; левая - средство защиты внутренней жизни от посягательств из вне.

Некоторые обследуемые рисуют голову в фас и в середине. Это говорит об эгоцентризме, прямоте, бескомпромиссности как реакции на внутреннюю незащищенность. Для таких людей характерна обидчивость, склонность к нарушению правил (возможно, склонность к лидерству отрицательной направленности).

Контур фигуры рассматривается как «оболочка», символ контроля со стороны «Я» за собственной эффективностью; защита от окружающих. Упругие, пластичные, хорошо стыкующиеся линии – показатель хорошего контроля аффективности. Угловатость и прямоугольность форм – характерна для людей с низким уровнем социализации и с трудностями в общении. Строго прямоугольное (почти квадратное) животное – характерно для людей с низкой комформностью, с шизоидным складом личности. Четкий контур в сочетании со строгой симметрией – высокий самоконтроль. Щиты, двойные линии – опасение и подозрительность, недоверчивость.

В норме линия сплошная, без прерывистости, повторяющихся частей.

Прерывистая линия - признак невротичности. Если линия ещё и как бы мохнатая - это невротичность, беспокойство, готовность к страху.

Если линии нахлёстываются друг на друга образуя нечто вроде уголков, это признак лёгкого возникновения напряжённости. Если для изображения кожного покрова (меха, шерсти) используются мелкие лёгкие линии - это является свидетельством тревоги. Стремление отретушировать весь рисунок так, что не остается чистого места на рисунке - тоже свидетельство тревоги.

Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной - стремле­ние контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

Если в местах соединения (например, соединение головы с туловищем или хвоста с туловищем) линии разорваны, как бы висят, это значит, что интеллектуальная деятельность субъекта подвержена дезорганизации со стороны эмоций; при волнении эффективность его деятельности резко снижается.

Использование одной линии для совмещённого изображения двух фигур одновременно, свидетельствует о тревожности.

Если линии как бы падают вниз (например, во время рисования ног животного, хвоста) - это признак депрессии. Если ноги или хвост рисуются линиями вверх направленными - энергия высокая. Чтобы увидеть, как рисуются линии необходимо наблюдать за процессом рисования.

Нажим линий. Чем резче нажим, тем больше в период рисования тревожность. Слабый нажим, местами линия едва видна - астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние. Линии вниз и с сильным нажимом - депрессия напряжения.

Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу - эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность. Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу - конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.

Нажим сильно варьирует - эмоциональная лабильность

Иногда нажим бывает только в нескольких частях рисунка, в таком случае необходимо обратить внимание, где именно: на несущей смысловой части рисунка или нет. Если на несущей части - значит именно здесь и кроется источник тревожности: защитная агрессия, чувственные представления или что-то другое.

6. Вид и тип животного

В зависимости от того, животное какой категории нарисовано, можно понять как чувствует себя человек в этом мире. По внешнему виду нарисованные животные делятся на три категории:

Крупные, сильные (например, нарисован хищник с когтями или оскаленной пастью) – интерпретируются как угрожающие.

Средние по размерам (например, нечто похожее на белку или кошку) - нейтральные.

Маленькие, слабые, немощные (например, насекомые, бабочки) –угрожаемые, чувствующие себя в опасности.

Чем больше изображаемое животное похоже на человека, тем больше выражена инфантильность.

Тип животного

Реально существующее - интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание.

Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон) - бедность воображения; низкий общекультурный уровень.

Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного - рационалистический, нетворческий подход к задаче.

Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями - художественный, но в целом стандартный подход к задаче.

Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных - творческий подход к задаче; низкая конформность.

Сверхоригинальное, вычурное - демонстративность; шизоиднасть.

Человекообразное (построено по модели человека) - высокая неудовлетворенная потребность в общении.

Уподобление животного человеку (похожесть морды на лицо, конечностей – на человеческие руки и ноги, наличие одежды) – инфантилизм, эмоциональная незрелость, при неудачах эти люди склонны обвинять других; доверчивость, преданность социуму; умеют не переутомляться получать сильные и яркие впечатления от жизни.

С конечностями, направленными вовне – экстраверсия.

Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интроверсия, могут быть трудности в сфере общения.

По характеру опоры тела животного (ноги, лапы, постаменты) можно судить об основательности, стабильности – нестабильности рассуждений человека, его мыслительных процессах.

Если тело животного поставлено на крепкие, стройные ноги: это означает, что человек строит свои выводы на основательных, хорошо проверенных данных и уверен в истинности этих данных. При этом, если нарисованы прямые, крепкие ноги параллельно друг другу и одинаковой формы: это показатель того, что его рассуждения конформны, общеприняты, тривиальны.

Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество - потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях.

Если у фигуры нарисованы слабые ноги (например, типа куриных или мушиных лапок): это свидетельствует о том, что человек не уверен в тех сведениях, которые служат основой для его размышлений и выводов; держится на ощупь, не всегда рационален. Если ноги слабые и извилистые: это признак людей с чрезмерно повышенным самоконтролем, затруднённостью в принятии решений, постоянными сомнениями в безупречности своих логических построений.

Если ноги состоят из сочленений: это является признаком затруднённых логических построений; говорит о трудности принятия решений, если нет достаточных и ясных оснований для этих решений; рассуждения отличаются повышенным контролем, частыми перепроверками выводов.

Если ноги не соединены друг с другом: это означает случайную ориентировку, рассуждения носят аффективный, эмоциональный и поверхностный характер.

Если ноги разные, не похожие друг на друга или их много: это означает неконформность, своеобразие, яркость мышления, самостоятельность, креативность.

Если ноги нарисованы в виде постамента: это значит, что обследуемый является ригидным человеком, ни в чём не сомневающимся, более того, пытающимся навязать свою волю и мнение другим людям.

Если ног не видно, животное лежит на брюхе: значит обследуемый уверенный, спокойный, никому не навязывающий свои решения и взгляды, свои выводы (в данном контексте уверенность и спокойствие рассматриваются не как черта характера, а как особенность логических построений рассуждающего).