Проективные методы диагностики личности
Обработка и интерпретация результатов
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание наих группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альструистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное»
Диагностическая цель: проанализировать индивидуально-личностные особенности субъекта, его эмоциональную сферу, сферу межличностных отношений.
Методика предложена М.З. Друкаревич. Данный рисуночный метод построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (моторики рисующей руки). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (например, образы и мысли, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что необходимо, в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук)[11]
Лист бумаги при выполнении рисунка представляет собой модель пространства. Пространство связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: прошлым, настоящим, будущим. Связано оно также с активностью (действенностью) или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство расположенное сзади и слева от рисунка означает связь с прошлым и бездеятельность. При этом, левая сторона и низ связаны с отрицательными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона, спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. При этом правая сторона связана с положительно окрашенными эмоциями, с энергией, активностью, конкретностью действий[12].
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура исследования
Клиенту предлагается лист бумаги (формат А-4) в обычном горизонтальном положении, простой карандаш средней мягкости, не сильно отточенный. Обследуемый рисует животное фантастическое, несуществующее в реальной жизни, в сказках, мифах.
Важно подчеркнуть, что для выполнения рисунка не требуется владение художественными навыками (экспериментатор должен подчеркнуть это, особенно при высказывании обследуемого об отсутствии у него художественных способностей).
Инструкция: «Придумайте несуществующее животное, изобразите его и назовите несуществующим названием. При этом постарайтесь не рисовать животных существующих в мифах, сказках, легендах»
Обработка результатов
Рисунок анализируется на основании его пространственного изображения, символов, а также линий прорисовки. В случае необходимости экспериментатор задает клиенту уточняющие вопросы (о частях тела, их функциональном назначении).
Интерпретация рисунка[13] (на основе лекций М.З. Друкаревич)