Стимульный материал

Процедура исследования

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется послед­ней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

После основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

«Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»

«Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»

«Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?» «... через 5 или 10 лет?»

«Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

 

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

— здоровье (физическое и психическое)

— интересная работа

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в приро­де и в искусстве)

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за­труднений)

— наличие хороших и верных друзей

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, то­варищей по работе)

— познание (возможность расширения своего образования, кругозо­ра, общей культуры, интеллектуальное развитие)

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровожде­ние, отсутствие обязанностей)

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и по­ступках)

— счастливая семейная жизнь

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

— творчество (возможность творческой деятельности)

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

Список Б (инструментальные ценности)

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке ве­щи, порядок в делах

— воспитанность (хорошие манеры)

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притя­зания)

— жизнерадостность (чувство юмора)

— исполнительность (дисциплинированность)

— независимость (способность действовать самостоятельно, реши­тельно)

— непримиримость к недостаткам в себе и других

— образованность (широта знаний, высокая общая культура)

— ответственность (чувство долга, умение держать слово)

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать об­думанные, рациональные решения)

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать дру­гим их ошибки и заблуждения)

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

— честность (правдивость, искренность)

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

— чуткость (заботливость)