ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди
(в адаптации д.а. леонтьева, е.и. рассказовой)[5]
Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 годуд.а. леонтьевым и е.и. рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).
Как отмечают д.а. леонтьев, е.и. рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды[6].
Выраженность всех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Процедура обследования
Участнику исследования предлагается ответить на 45 утверждений, выбрав один из предложенных вариантов ответов:
· Нет
· Скорее нет, чем да
· Скорее да, чем нет
· Да
Инструкция: «Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение»
Текст опросника
№ | Вопросы | нет | скорее нет, чем да | скорее да, чем нет | да | |||
1. | Я часто не уверен в собственных решениях. | |||||||
2. | Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. | |||||||
3. | Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. | |||||||
4. | Я постоянно занят, и мне это нравится. | |||||||
5. | Часто я предпочитаю «плыть по течению». | |||||||
6. | Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. | |||||||
7. | Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. | |||||||
8. | Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. | |||||||
9. | Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. | |||||||
10. | Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. | |||||||
11. | Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. | |||||||
12. | Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня. | |||||||
13. | Лучше синица в руках, чем журавль в небе. | |||||||
14. | Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. | |||||||
15. | Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. | |||||||
16. | Иногда меня пугают мысли о будущем. | |||||||
17. | Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. | |||||||
18. | Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. | |||||||
19. | Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. | |||||||
20. | Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми. | |||||||
21. | Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. | |||||||
22. | Я люблю знакомиться с новыми людьми. | |||||||
23. | Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. | |||||||
24. | Мне всегда есть чем заняться. | |||||||
25. | Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. | |||||||
26. | Я часто сожалею о том, что уже сделано. | |||||||
27. | Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. | |||||||
28. | Мне трудно сближаться с другими людьми. | |||||||
29. | Как правило, окружающие слушают меня внимательно. | |||||||
30. | Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. | |||||||
31. | Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. | |||||||
32. | Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. | |||||||
33. | Мои мечты редко сбываются. | |||||||
34. | Неожиданности дарят мне интерес к жизни. | |||||||
35. | Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. | |||||||
36. | Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. | |||||||
37. | Мне не хватает упорства закончить начатое. | |||||||
38. | Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. | |||||||
39. | У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. | |||||||
40. | Окружающие меня недооценивают. | |||||||
41. | Как правило, я работаю с удовольствием. | |||||||
42. | Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. | |||||||
43. | Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. | |||||||
44. | Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. | |||||||
45. | Я охотно берусь воплощать новые идеи. | |||||||
Обработка результатов
Для подсчета результатов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Прямые пункты | Обратные пункты | |
Вовлеченность | 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 | 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 |
Контроль | 9, 15, 17, 21, 25, 44 | 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 |
Принятие риска | 34, 45 | 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 |
Таблица 14 Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости
Нормы | Жизнестойкость | Вовлеченность | Контроль | Принятие риска |
Среднее | 80,72 | 37,64 | 29,17 | 13,91 |
Стандартное отклонение | 18,53 | 8,08 | 8,43 | 4,39 |
Интерпретация результатов
Значения по шкалам, соответствующие средним и выше среднего свидетельствуют о выраженности измеряемых показателей.
Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности»[7]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность»[8].
Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича[9]
Диагностическая цель: изучение ценностных ориентаций личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».[10]
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.
Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.
Контингент: Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.