ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. Мадди

(в адаптации д.а. леонтьева, е.и. рассказовой)[5]

Диагностическая цель: оценка способности и готовности человека активно и гибко действовать в ситуации стресса и трудностей, степень его уязвимости к переживаниям стресса и депрессивности.

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 годуд.а. леонтьевым и е.и. рассказовой. Личностная переменная hardiness (Д.А. Леонтьев в 2000 году предложил обозначать эту характеристику на русском языке как жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее значимых (отличие от сходных конструктов будет обосновано ниже).

Как отмечают д.а. леонтьев, е.и. рассказова,компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, хотя их можно развивать и позднее. Их развитие решающим образом зависит от отношений родителей с ребенком. В частности, для развития компонента участия принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей. Для развития компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей. Для развития принятия риска важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды[6].

 

Выраженность всех трех компонентов жизнестойкости необходима для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.

Контингент: опросник предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Процедура обследования

Участнику исследования предлагается ответить на 45 утверждений, выбрав один из предложенных вариантов ответов:

· Нет

· Скорее нет, чем да

· Скорее да, чем нет

· Да

Инструкция: «Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение»

Текст опросника

Вопросы нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да
1. Я часто не уверен в собственных решениях.        
2. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.        
3. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.        
4. Я постоянно занят, и мне это нравится.        
5. Часто я предпочитаю «плыть по течению».        
6. Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.        
7. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.        
8. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.        
9. Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.        
10. Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня.        
11. Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.        
12. Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня.        
13. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.        
14. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.        
15. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.        
16. Иногда меня пугают мысли о будущем.        
17. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.        
18. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль.        
19. Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.        
20. Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми.        
21. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.        
22. Я люблю знакомиться с новыми людьми.        
23. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.        
24. Мне всегда есть чем заняться.        
25. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.        
26. Я часто сожалею о том, что уже сделано.        
27. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.        
28. Мне трудно сближаться с другими людьми.        
29. Как правило, окружающие слушают меня внимательно.        
30. Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.        
31. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.        
32. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.        
33. Мои мечты редко сбываются.        
34. Неожиданности дарят мне интерес к жизни.        
35. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.        
36. Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни.        
37. Мне не хватает упорства закончить начатое.        
38. Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной.        
39. У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.        
40. Окружающие меня недооценивают.        
41. Как правило, я работаю с удовольствием.        
42. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.        
43. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.        
44. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.        
45. Я охотно берусь воплощать новые идеи.        
                 

 

Обработка результатов

Для подсчета результатов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» – 0 баллов, «скорее нет, чем да» – 1 балл, «скорее да, чем нет» – 2 балла, «да» – 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0 («нет» – 3 балла, «да» – 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

 

  Прямые пункты Обратные пункты
Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42
Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43
Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

 

Таблица 14 Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости

Нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91
Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39

 

Интерпретация результатов

Значения по шкалам, соответствующие средним и выше среднего свидетельствуют о выраженности измеряемых показателей.

Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности»[7]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность»[8].

Контроль (control) представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича[9]

Диагностическая цель: изучение ценностных ориентаций личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».[10]

Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы.

Контингент: Данная методика рассчитана на людей в возрасте от 14 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.