Методики диагностики личности как субъекта жизненного пути

Интерпретация результатов

Обработка результатов

Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Совпадения с ключом оцениваются в один балл.

Ключ

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
      а б
  б а    
а       б
    а   б
  а   б  
б     а  
    б а  
а б      
б     а  
а   б    
  а     б
    б а  
б   а    
б а      
      б а
б       а
а     б  
    б   а
  а   б  
  а б    
  б     а
б   а    
  а   б  
    б   а
а       б
  б а    
      а б
а б      
    а б  
  б     а

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

ТАБЛИЦА ШКАЛ (образец заполнения)

№ п/п Соперничество Сотрудничес-тво Компромисс Избегание Приспособле-ние
       
       
       
       
       
       
       
       
       
.          
.          
.          
         
         
         
Сумма баллов          

Стратегии поведения могут быть описаны следующим образом.

а) соревнование (соперничество) наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.


ТЕСТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (СЖО)

(адаптация Д.А.Леонтьева)[3],

Диагностическая цель: изучение представлений субъекта о жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь.

Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.

Методика включает 20 шкал, на разных полюсах которых расположены противоположные по смыслу утверждения. Между ними – числовые значения, соответствующие различной степени выраженности каждого состояния от –3 до +3.

 

Контингент: опросник предназначен для людей от 15 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Текст опросника

Обычно мне очень скучно Обычно я полон энергии
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
В жизни я не имею определенных целей и намерений В жизни я имею очень ясные цели и намерения
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
Моя жизнь пуста и неинтересна Моя жизнь наполнена интересными делами
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
Я человек очень обязательный Я человек совсем не обязательный
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей В жизни я нашел свое призвание и цели
Мои жизненные взгляды еще не определились Мои жизненные взгляды вполне определились
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Обработка результатов

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений по пунктам входящим в различные субшкалы. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу ее отсутствия.

В восходящую шкалу (1 2 3 4 5 6 7) переводятся пункты – 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

В нисходящую шкалу (7 6 5 4 3 2 1) переводятся пункты – 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ – все 20 пунктов (баллы по которым суммируются).

Субшкала 1 (цели)– 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) – 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) – 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 ( локус контроля – Я) – 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 ( локус контроля – жизнь) – 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Таблица 4.Средние и стадартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)

Шкалы Мужчины Женщины
M σ M σ
1 – Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2 – Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3 – Результат 25,46 4,30 23,30 4,95
4 –ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5 – ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

Интерпретация результатов

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни обседуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы – неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (САТ)[4]

Диагностическая цель: изучениесамоактуализации личности, включающее в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Сат был создан на базе опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI), измеряющем самоактуализацию как многомерную величину. В 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз адаптировали методику Э. Шострома, создав оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT). Самоактуализационной тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее, обследуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкалы «Компетентность во времени» и «Поддержка». Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт методики входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов.

Контингент: опросник предназначен для людей от 20 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам. Связано это с тем, что специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.

Процедура обследования

Методика используется как индивидуально, так и для группы. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция: «Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения».

Текст опросника

а Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
б Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.
а Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
б Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.
а Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.
б Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.
а Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
б Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.
а Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
б Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.
а В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех.
б В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.
а Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения.
б Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения.
а а. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других.
б Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.
а Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня.
б Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня.
а Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей.
б Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей.
а Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего.
б Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.
а Человек должен оставаться честным во всем и всегда.
б Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.
а Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия.
б Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.
а У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
б У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.
а Я всячески стараюсь избегать огорчений.
б Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.
а Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
б Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.
а Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны.
б Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.
а Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем.
б Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.
а Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом.
б Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.
а Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают.
б Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
а Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях.
б Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.
а Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
б Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.
а Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
б Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.
а Главное в нашей жизни – это создавать что-то новое.
б Главное в нашей жизни – приносить людям пользу.
а Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские.
б Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера.
а Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств.
б Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.
а Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы.
б Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.
а Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.
б Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
а Я уверен в себе.
б Я не уверен в себе.
а Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа.
б Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.
а Я никогда не сплетничаю.
б Иногда мне нравится сплетничать.
а Я мирюсь с противоречиями в самом себе.
б Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.
а Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему.
б Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему
а Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.
б Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.
а Меня редко беспокоит чувство вины.
б Меня часто беспокоит чувство вины.
а Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.
б Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение
а Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики.
б Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.
а Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
б Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром».
а Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку.
б Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.
а Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
б Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.
а Я предпочитаю оставлять приятное «на потом».
б Я не оставляю приятное «на потом».
а Я часто принимаю спонтанные решения.
б Я редко принимаю спонтанные решения.
а Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям.
б Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.
а Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.
б Я могу сказать, что я себе нравлюсь.
а Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах.
б Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.
а Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими.
б Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.
а Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
б Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.
а Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого.
б Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.
а При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей.
б Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.
а Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения.
б Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения.
а Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования.
б Меня мало волнует проблема самоусовершенствования.
а Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений.
б Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений.
а Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам.
б Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.
а При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек.
б Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек.
а Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого.
б Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение.
а В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
б Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным.
а Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми.
б Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми.
а Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз.
б Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному.
а Я очень увлечен своей работой.
б Я не могу сказать, что увлечен своей работой.
а Я недоволен своим прошлым.
б Я доволен своим прошлым.
а Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
б Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду.
а Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться
б Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться.
а Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны.
б Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность.
а Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
б Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей.
а Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
б Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие.
а Интерес к самому себе всегда необходим для человека.
б Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
а Иногда я боюсь быть самим собой.
б Я никогда не боюсь быть самим собой.
а Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие.
б Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.
а Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках.
б Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах.
а Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
б Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них.
а Человек должен раскаиваться в своих поступках.
б Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках.
а Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств.
б Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств.
а В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам.
б В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие.
а Я стараюсь никогда не быть «белой вороний».
б Я позволяю себе быть «белой вороной».
а Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим.
б Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.
а Мое прошлое в значительной степени определяет мое будущее.
б Мое прошлое очень слабо определяет мое будущее.
а Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
б Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.
а Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как они приносят пользу людям.
б Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что они доставляют человеку эмоциональное удовлетворение.
а Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
б Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю.
а Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
б Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.
а Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
б Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья.
а Довольно часто мне бывает скучно.
б Мне никогда не бывает скучно.
а Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.
б Я редко проявляю свое расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно.
а Я легко принимаю рискованные решения.
б Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения.
а Я стараюсь во всем и всегда поступать честно.
б Иногда я считаю возможным мошенничать.
а Я готов примириться со своими ошибками.
б Мне трудно примириться со своими ошибками.
а Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
б Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично.
а Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
б Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых.
а Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
б Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.
а Я думаю, что большинству людей можно доверять.
б Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
а Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое.
б Мое настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим.
а Я предпочитаю проводить отпуск путешествуя, даже если это сопряжено с большими неудобствами.
б Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях.
а Бывает, что мне нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
б Мне почти никогда не нравятся люди, чье поведение я не одобряю.
а Людям от природы свойственно понимать друг Друга.
б По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах.
а Мне никогда не нравятся сальные шутки.
б Мне иногда нравятся сальные шутки.
а Меня любят потому, что я сам способен любить.
б Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих.
а Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат друг другу.
б Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу.
а Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми.
б Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми.
а Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих.
б Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих.
а Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
б Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации.
а Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека.
б Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству.
а Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
б Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо.
а Иногда я боюсь показаться слишком нежным.
б Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.
а Мне легко смириться со своими слабостями.
б Мне трудно смириться со своими слабостями.
а Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
б Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.
а Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
б Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки.
а Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько это необходимо.
б Человек должен всегда заниматься только тем, что ему интересно.
а Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
б Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю.
а Иногда я не против того, чтобы мной командовали.
б Мне никогда не нравится, когда мной командуют.
а Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями.
б Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.
а Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
б Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность.
а Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе.
б Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы.
а О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой.
б Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой.
а Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
б Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.
а Люди часто раздражают меня.
б Люди редко раздражают меня.
а Мое чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг.
б Мое чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг.
а Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка.
б Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка.
а Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие.
б Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие.
а Бывает, что я стыжусь своих чувств.
б Я никогда не стыжусь своих чувств.
а Мне нравится участвовать в жарких спорах.
б Мне не нравится участвовать в жарких спорах.
а У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы.
б Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы.
а Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
б Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями.
а Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем.
б Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями.
  а Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определенными знаниями в этой области.
б Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определенными знаниями в этой области.
а Я боюсь неудач.
б Я не боюсь неудач.
а Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.
б Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдет в будущем.

Бланк теста САТ

  а б   а б   а б   а б   а б   а б   а б
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Обработка результатов

Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале.

Базовые шкалы:

1. Шкала ориентации во времени (ОВ)

А Б Б А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б А Б Б

2. Шкала поддержки (П)

Б Б А А Б Б А А А Б Б Б А А Б А Б Б Б А
Б А Б А Б Б Б А А Б А Б Б Б Б А А А А Б
А Б Б Б А Б А Б А Б А Б Б А Б А А А Б А
Б Б Б А А А Б А А А Б А А Б А Б Б А А Б
                 
А А А Б Б А Б А А Б Б                  

Дополнительные шкалы:

1. Шкала ценностной ориентации (ЦО)

А А А Б Б А А А Б А Б А А А А А Б А А А

2. Шкала гибкости поведения (ГП)

А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б А А Б Б Б Б А Б А Б Б

3. Шкала сензитивности (Сен)

Б Б A А А А А А А Б Б Б А

4. Шкала спонтанности (Сп)