Интерпретация полученных результатов

1-й фактор (А) «Общительность – замкнутость».

Высокая оценка (10 стенов) характеризует готовность к сотрудничеству, естественность в обращении, внимательность к людям, доброту, уживчивость. Низкая оценка (3– 6 стенов и ниже) свидетельствует о таких чертах характе­ра, как холодность, чрезмерная скептичность, негибкость в отношении к людям. 7– 9 стенов соответствует средним данным.

2-й фактор (В) «Ограниченное мышление – сообразительность».

Высокая оценка (6 стенов и выше) свидетельствует о более выраженных возможностях к осмысливанию нового материала, к обоснованным заключениям. Низкая оценка (3 стена и ниже) говорит об относительно примитивном мышлении, трудностях в обучении.

3-й фактор (С) «Эмоциональная устойчивость».

Высокая оценка (10 стенов) – стабилен в поведении, в эмоциях, реалистичен, спокоен, уживчив в группе, не боится сложных ситуаций. Низкая оценка (5 стенов и ниже) – низкая толерантность к эмоциогенным факторам, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, частое проявление волнения.

4-й фактор (Е) «Независимость – подчиненность».

8 стенов и выше – самоуверенность, доминантность; сам для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других. Средние данные (4– 7 стенов) – более оптимальное отношение к авторитетам. Низкая оценка (3 стена) – чрезмерная застенчивость, конформность, склонность уступать дорогу другим.

5-й фактор (F) «Озабоченность – беспечность».

Высокая оценка (8 стенов) – активность, жизнерадостность, беззаботность, импульсивность, экспрессивность, разговорчивость. Средняя оценка (4– 7 стенов) – средние данные. Низкая оценка (3 стена) – повышенная осторожность, рассудительность, сдержанность, иногда пессимистичность, суровость.

6-й фактор (G) «Выраженная сила «Я» – беспринципность».

Высокая оценка (10 стенов) – осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, обязательность, стремление придерживаться установленных правил и поступать в соответствии со всеми ценностными ориентациями. Средняя оценка (6– 9 стенов) – средние данные. Низкая оценка (3– 5 стенов) – склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая, стремление не связывать себя правилами, изолироваться от влияния коллектива.

7-й фактор (Н) «Смелость – робость».

Высокая оценка (10 стенов) – смелость, склонность к риску, готовность иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций. Средняя оценка (6– 7 стенов) – средние данные. Низкая оценка (от 5 стенов) – выраженная застенчивость, робость, осторожность, стремление находиться в тени; большому обществу предпочитает узкий круг близких друзей.

8-й фактор (J) «Податливость – жестокость».

8 стенов и более – склонность к зависимости, стремление иметь покрови­теля, мечтательность, утонченность, непрактичность. Средняя оценка (6– 9 сте­нов) – средние оптимальные данные. Низкая оценка (1– 5 стенов) – излишняя самоуверенность, субъективность, гипертрофирование, стремление к независимости, чопорность, скептицизм, иногда циничность, прагматизм.

9-й фактор (L) «Подозрительность – доверчивость».

6 стенов и более – излишнее сомнение, подозрительность, направленность интересов преимущественно на самого себя, самомнение, поиск недостатков у других. 3– 5 стенов – средние данные. 1– 2 стена – умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе, отсутствие чрезмерной завистливости, забота о других.

10 фактор (М) «Непрактичность – практичность».

9 стенов и выше – богатое воображение, погруженность в себя, беспомощ­ность в практических делах, иногда нереальность, связанная с сильными реак­циями, сложность отношений в коллективе. 5– 8 стенов – средние данные. 1– 4 стена – ориентировка на внешнюю реальность, общепринятые нормы, внимание к мелочам (иногда при этом недостаток творческого воображения).

11-й фактор (N) «Гибкость– прямолинейность».

8 стенов и выше – расчетливость, искушенность, отсутствие сентименталь­ности, иногда цинизм. 4– 7 стенов – средние данные. 1– 3 стена – непосред­ственность, иногда грубость, удовлетворение достигнутым.

12-й фактор (О) «Тревожность– спокойствие».

8 стенов и выше – излишнее беспокойство, волнение, частые плохие пред­чувствия, неуверенность. 4– 7 стенов – средние данные. 1– 3 стена – спокой­ствие, уверенность в себе, нечувствительность к мнению о себе.

13-й фактор (Q1) «Радикализм – консерватизм».

10 стенов – интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление пересмотреть существую­щие принципы, склонность к экспериментированию. 7– 9 стенов – средние дан­ные. 1– 6 стена – стремление, к поддержке установившихся понятий, поддерж­ка устоявшихся принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание пе­ремен.

14-й фактор (Q2) «Самостоятельность – внушаемость».

8 стенов и выше – предпочтение только собственному мнению, независи­мость во взглядах, стремление к самостоятельным решениям, действиям. 4– 7 стенов - средние данные. 1– 3 стена – зависимость от чужого мнения, пред­почтение принятию решений вместе с другими людьми, ориентировка на социальное одобрение.

15-й фактор (Q3) «Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль».

Высокая оценка (9 стенов и выше) – дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей общественной репутации. 5– 8 стенов – средние данные. Низкая оценка (1– 4 стена) – недисциплинированность, внутренняя конфликтность, несоблюдение правил, подчиненность своим страстям, низкий самоконтроль.

16-й фактор (Q4) «Напряженность – релаксация».

9 стенов и выше – возбужденность, взволнованность, раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не находящий разрядки. 4– 8 стенов – средние данные. 1– 3 стена – чрезмерное спокойствие, не вполне оправданная удовлетворенность, иногда вялость, недостаточная мотивация, иногда лень.

Фактор МД «Лживость – правдивость».

5– 10 стенов – лживость в такой мере, что это дает основание подвергнуть сомнению достоверность, полученных в опросе материалов. 1– 4 стена – характеризует правдивость обследуемого.

На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей, могут быть выделены следующие блоки факторов:

1) Интеллектуальные особенности (факторы: B, M, Q1);

2) Эмоционально-волевые особенности (факторы: C, G, I, O, Q3, Q4);

3) Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы: A, H, F, E, Q2, N, L).