V. Проективные методы диагностики личности

IV. Методики диагностики личности как субъекта жизненного пути

III. Опросники изучения личности как субъекта межличностных отношений

II. Опросники функциональных состояний личности

Содержание

И буфет перевернул.

Я вначале влез на стул

Но разбил ее не сразу.

Определи последовательность событий в этом стихотворении (поставь цифры от 1 до 3)

о Перевернул буфет

Правильный ответ: 2, 3, 1
о Разбил вазу

Правильный ответ : влез на стул
о Влез на стул

Правильный ответ : разбил вазу
Что является причиной события?___________________________________________________

Что является следствием (результатом)?_____________________________________________

 

Задание 7

Цель задания: проверить сформированность умения выделять признак, на основании которого проводится классификация; анализировать информацию, представленную в табличной форме

Найди в каждом столбце лишний предмет и зачеркни его. Как можно назвать каждую группу предметов? (запиши в заголовке таблицы)

           
   
Головные уборы
 
одежда
 
обувь
 

     
Куртка Туфли Кепка
Сапоги Тапки Шляпа
Пальто Босоножки Майка
Шуба Купальник Панама

Задание 8

Цель задания: проверить сформированность умения выделять общий существенный признак предметов

В конверт положили фигуры. Подчеркни, какая надпись будет на конверте (выбери наиболее точную надпись)

Фигуры, треугольники, прямоугольники, многоугольники

Задание 9

Цель задания: проверить сформированность умения определять ситуацию, требующую
коммуникативного взаимодействия

Выбери виды работ, которые лучше выполнять в паре или группе:

о Сажать цветы

о Мыть руки

о Делать проект

о Списывать слова из учебника

о Готовиться к празднику

 
 
Правильный ответ : сажать цветы, делать проект, готовиться к празднику

I. Многофакторные опросники черт темперамента и характера

· 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-PF-105-С)

· Опросник ЕРI (Методика Г. Айзенка)

· Методика «Рельеф психического состояния»

· «Тревожность и депрессия» (Т и Д)

· Тест стратегий поведения Томаса

· Методики диагностики личности как субъекта жизненного пути

· Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (адаптация Д.А.Леонтьева),

· Самоактуализация личности (САТ)

· Тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации д.а. леонтьева, е.и. рассказовой)

· Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича

· Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное»

· Проективная рисуночная методика «Человек под дождем»


Многофакторные опросники черт темперамента и характера

 

16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (16-PF-105-С)

Диагностическая цель - оценить развитость личностных качеств, составля­ющих 16 факторов, которые раскрывают различные свойства личности, установки и интересы.

Работа Р.Б. Кеттелла заслуживает особого внимания прежде всего потому, что он предпринял попытку создать концепцию структуры личности как бы на объективных условиях. В исследовании структуры личности он попытался охватить все стороны личности и суммировал для этой цели все имеющиеся в психологии методы.(Анастази, Бурлачук) На основе факторных исследований Р. Кеттелл и его коллеги создали ряд личностных опросников, из которых наиболее известен шестнадцатифакторный личностный опросник (1949 г). Методика представляет собою вариант лич­ностного опросника, предназначенного для измерения ше­стнадцати личностных факторов, обозначенных соответствующими латинскими буквами, - в связи с названиями этих факторов. Например, фактор А – это фактор «аффектомия – шизотимия» («замкнутость – общительность»). Биполярность (двухполюсность) фактора относительная; она не имеет како­го-либо положительного или отрицательного нравственного или пато­логического значения, отсутствует также невольно предполагающаяся между полюсами область неопределенных и нулевых значений. Таким образом, биполярность факторов в данном опроснике свидетельствует о непрерывности изменения характерологических свойств личности по параметру ее активности.

Соответственно, цель опросника Кеттелла, содержащего перечень биполярных показателей, – оценить развитость следующих личностных качеств, составля­ющих 16 факторов:

1) замкнутый – общительный;

2) мышление конкретное, ограниченное – абстрактное;

3) эмоционально неустойчивый – устойчивый;

4) зависимый от группы – самостоятельный;

5) серьезный – беспечный;

6) с выраженным «я» – не принципиальный;

7) робкий – склонный к риску;

8) жесткий – мягкий;

9) доверчивый – подозрительный;

10) практичный – с богатым воображением;

11) прямолинейный – гибкий;

12) спокойный – беспокойный;

13) склонный к новаторству – консервативный;

14) уступчивый – напористый;

15) спонтанный – контролирующий себя;

16) спокойный – напряженный;

Кроме того, выявляется качество: лживый – правдивый.

Контингент. Опросник имеет несколько модификаций. Прежде всего, разработаны опросники для разных возрастных категорий: от 6 до 8 лет; от 8 до 12 лет; от 12 до 18 лет; от 18 лет и старше (подробней остановимся на нем ниже). Существуют также опросники по ограниченным областям поведения (тревожности, экстраверсии, нейротизма) и опросники адаптированные на различные профессии. Разработан также опросник Кеттелла приспособленный к клиническим условиям. Применение опросника возможно как при индивидуальном, так и групповом исследовании.

Существует несколько форм опросника Р. Кеттелла: на 187 вопросов (форма А и В) – основные формы и на 105 вопросов (форма С и D). (Существует также форма Е, которая используется для людей с низким уровнем образования).

Личностный опросник в предлагаемом варианте (форма С) содержит 105 положений, касающихся различных свойств личности, установок и интересов, и предназначен для людей от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция дается следующая: «Перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть от­ветов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может выс­казать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно на каждый вопрос. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов, который в наиболь­шей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: поставьте номер вопроса на который даете ответ и рядом букву ответа, который вы выбрали («а», «в», «с»). Отве­чать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5 - 6 вопросов в минуту. Вы должны закончить отвечать на все вопросы не позднее чем за полчаса».