Выбор средств измерения
Обыект исследования
Двигатель является важнейшей частью автомобиля. От качества и точности настройки узлов и агрегатов его составляющих зависит, как долговечность службы двигателя, так и безопасность и комфортность езды. Двигатель при его производстве диагностируют для выявления потребности в регулировке или обнаружения дефектов при его сборке или производстве составных частей, которые не обнаружились ранее.
Объектом исследования является дизельный двигатель Д-120.
Двигатель Д120 – это четырехтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения, выпускаемый Владимирским моторо-тракторным заводом, специализацией которого является выпуск тракторов, дизельных двигателей и различного навесного оборудования и запасных частей к тракторной технике.
Двигатель Д120 обычно имеет коэффициент полезного действия в 30-40%, Эксплуатационная мощность достигает 30 л.с., а номинальная равна 32 л.с. Цилиндры Д120 имеют двухрядное вертикальное расположение, диаметр каждого равен 105 мм, а рабочий объем – 2,08 л. В Д120 воздух подается в цилиндр отдельно от топлива и затем сжимается. Из-за высокой степени сжатия, когда воздух нагревается до температуры самовоспламенения дизельного топлива (800—900°С), оно впрыскивается в камеры сгорания форсунками под большим давлением. Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя Д120 равен 228 г/(кВтхч), а при эксплуатационной – 245 г/(кВтхч).
Устанавливается на трактора:
· Т25Ф и ХТЗ-2511
· самоходные шасси Т-16МГ(СШ-25)
· малогабаритные погрузчики ПУМ-500, ПУМ-500М, ДП-1604
· компрессорные станции ПКСД-1,75
· сварочные агрегаты типа АДД
· электростанции АД-8-Т400-1ВП, ЭД-8-Т400-1ВП
Рис.1 двигатель Д-120.
Технические характеристики данного двигателя приведены в таблице 1.
Таблица 1. Основные характеристики двигателя Д-120
Марка | Д 120 |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 22 (30) |
Номинальная частота вращения, об./мин. | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм. | 105/120 |
Число и расположение цилиндров | 2р |
Рабочий объем цилиндров, л. | 2,08 |
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс.м) | 113,4 (11,55) |
Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, | COLSPAN=2>15 (-3,+10) |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч.(г/л.с.ч.) при эксплуатационной мощности | 245+7 (180+5) |
Относительный расход масла на угар от расхода топлива,% | 0,3 – 0,5 |
Масса дизеля в состоянии поставки, сухого, кг | 272-295 (в зависимости от комплектации) |
Габаритные размеры, мм. длина ширина высота | 689 628 865 |
Контролируемым параметром является частота вращения коленчатого вала предельные значения которого составляют 500-2700[об/мин]
При выборе СИ учитывают совокупность метрологических (цена деления, погрешность, пределы измерений, измерительное усилие), эксплуатационных и экономических показателей, к которым относятся: массовость (повторяемость измеряемых размеров) и доступность их для контроля; стоимость и надежность СИ, метод измерения; время, затрачиваемое на настройку и процесс измерения; масса, габаритные размеры, рабочая нагрузка; жесткость объекта контроля, шероховатость его поверхности; режим работы и т.д.
Общие принципы выбора СИ включает следующие положения:
1. Для гарантирования заданной или расчетной относительной погрешности
измерения И, относительная погрешность СИ СИ должна быть на (25-30)% ниже,
чем И (т.е. СИ = 0,7 И).
2. Выбор СИ зависит от масштаба производства или качества находящихся в
эксплуатации однотипных ТС.
3. Метод измерения, определяемый целью контроля, выдвигает требования к
СИ по базировке: если контролируется точность технологического процесса, то
выбираются СИ для технических баз; если ТС контролируется с точки зрения эксплуатации, то СИ выбирается под эксплуатационные базы.
4. При выборе СИ по метрологическим характеристикам необходимо учитывать следующее:
— если технологический процесс неустойчив, т.е. невозможны существенные отклонения измеряемого параметра за пределы поля допуска, то нужно, чтобы пределы шкалы СИ превышали диапазон рассеяния значений параметра;
— цена деления шкалы должна выбираться с учетом заданной точности измерения;
— поскольку качество измерения определяется величиной относительной погрешности =±(/)100 % , т.е. с уменьшением X величина 5 увеличивается (качество измерений ухудшается).
Следовательно, качество измерений на разных участках шкалы неодинаково.
5. К регистрирующей аппаратуре предъявляются следующие основные требования:
— сигнал, проходящий через СИ должен сохранять необходимую информацию, не
подвергаться искажению и отделяться от помех;
— первичные преобразователи (датчики) должны потреблять минимум энергии от
объекта измерения и их подключение не должно нарушать его нормальной рабо
ты;
— носитель информации должен иметь достаточный объем для регистрации всех
необходимых сведений;
— регистрирующая аппаратура должна обеспечивать получение информации в
возможно сжатые сроки.
— 5.1. Выбор СИ по коэффициенту уточнения.
Здесь предусматривается введение коэффициента уточнения Кт при известном допуске Т и предельном значении [изм] погрешности измерения.
Кт = Т/2 [изм]
Величину измерения, обратную Кт , называют относительной погрешностью метода измерения Амет=1/ Кт
Значение пределов допускаемых погрешностей [изм] для линейных размеров задаются в зависимости от допусков и квалитетов как [∆изм] = |0,20-0,35| Т
Для линейных размеров указанное соотношение между [∆изм] и Т от 20 до 35% соответствует Кт =2,5-1,4
5.2. Выбор СИ с учетом безошибочности контроля и его стоимости.
Этот принцип предполагает предварительную оценку вероятностей ошибок ;1-го и 2-го рода. Схема выбора СИ включает следующие этапы: оценивают или обоснованно задают законы распределения контролируемого параметра и погрешности измерения; задаются соответствующей вероятностью ошибок 1-го и 2-го рода; по таблице находят соответствующие значения коэффициентов уточнения Кт; при известном допуске на параметр, СИ выбирают по таблицам.
5.3. Выбор СИ по технико-экономическим показателям.
Данный принцип является предпочтительным при эксплуатационном контроле ТС, поскольку позволяет принять во внимание, как метрологические характеристики СИ, так и технико-экономические показатели эксплуатации самого ТС с учетом его ресурса, межконтрольной наработки, издержки на ТО и ремонт. В основу метода положен критерий оптимизации точности измерения, устанавливающий связь между точностью и удельными издержками на контрольно-диагностические операции с учетом дополнительных ТО и ремонтов ТС из-за погрешностей в оценке параметров ее технического состояния.
Целевая функция, определяющая удельные издержки при оптимальной средней квадратичной погрешности измерения параметра состояния, имеет вид;
G(c)=min[B(a)+C(a)], где
G(c) - целевая функция минимума удельных издержек, связанных с измерением параметра, а также с ТО и ТР машины по восстановлению значения измеряемого параметра до номинального;
В (а) - суммарные издержки на измерение параметра состояний в зависимости от СКО погрешности а;
С(а) - средние дополнительные издержки за один межконтрольный период на предупредительное восстановление и устранение последствий отказа в зависимости от СКО погрешности измерения а.
При определении частоты вращения коленчатого вала используется тахометр электронный который реализует в себе метод подсчета кол-ва импульсов датчика закалиброванный промежуток времени В данной курсовой работе будет использован тахометр электронный ТЭ-3 Тахометр — прибор для измерения частоты вращения валов машин и механизмов.
Основной параметр, который будет контролироваться — это частота вращения коленчатого вала. Целью решения данной задачи является выбор оптимального средства измерения для данного показателя. Представим в таблице 1 перечень тахометров и их характеристики
Таблица 1. Перечень СИ, используемых для контроля частоты вращения коленчатого вала.
Средство измерения | Предельно допустимая погрешность СИ, % | Предельное допустимое значение для частоты вращения, об/мин | Стоимость СИ, тыс. руб. | Коэффициент КJ |
Цифровой тахометр АТА-6001 | 0,05 | 6,4 | ||
Тахометр электронный 7тз | 6,7 | |||
Цифровой тахометр ЦД9902 | 0,25% | 7,9 |
Для расчетов нам понадобятся следующие формулы:
Приведем пояснения к вышеуказанным формулам:
Р1, Р2 – ошибки первого и второго рода;
РНЗ – вероятность неверного заключения;
А – СКО погрешности результата измерения;
В – характеристика рассеяния конкретного параметра (В=2);
Q – целевая функция, объединяющая два критерия: достоверности и стоимости;
δ – предельно допустимая погрешность средства измерения;
Т – предельно допустимое значение для параметра диагностирования;
Сi – стоимость i - го средства измерения;
Сmax – максимальная стоимость i – го средства измерения;
k=1,15;
Н=1.
Значения коэффициентов берутся для равномерного закона распределения.
1.
2.
3.
Произведем расчет целевой функции:
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наиболее рациональным является Цифровой тахометр ЦД9902, т.к Q1< Q3< Q2. Данный тахометр не смотря на его более высокую стоимость, чем остальные имеет самую маленькую погрешность, что позволит проводить диагностику с наибольшей точностью, что является гарантией качества.