Схемы наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности (взаимодействия) учителя и учащихся на уроке
Схема наблюдения №1. Карта школьной адаптации
Схемы наблюдения за детьми, испытывающими сложности в адаптации в начальной школе
Основной задачей данного наблюдения является — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей группы риска школьной дезадаптации.
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое, так или иначе, выделяет его из общей массы детей.
Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.
Для качественного проведения наблюдения необходимо заранее приготовить листы-схемы и листы для фиксации наблюдений. Для этого нужно знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место, можно заранее подписать парты, а затем их пронумеровать, как это показано ниже на листе-схеме (см. схема №1).
Первичные результаты наблюдение можно заносить в лист-схему класса (особенно это удобно, если наблюдатель не знаком с детьми). При этом необходимо пользоваться признаками (параметрами) наблюдения одной из выбранных схем наблюдения.
Наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно даже расписать эти ситуации:
ü Начало учебного дня: первый, второй уроки. При этом психолог должен при-сутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка различных видов активности.
ü Конец учебного дня: четвертый, пятый уроки.
ü Начало недели (четверти).
ü Конец недели (четверти).
ü Урок физкультуры, урок труда (информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне существенна).
ü Начало учебного дня (первый, второй уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.
ü Конец учебного дня (четвертый, пятый уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.
Схема №1. Лист-схема рассадки детей в классе.
Результаты наблюдений за учеником оцениваются учителем, социальным педагогом или психологом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями.
1-я шкала – учебная активность.
5 – активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 – на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 – редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 – часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 – пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы.
0 – учебная активность отсутствует полностью.
2-я шкала – усвоение программных материалов.
5 – правильное и безошибочное выполнение учебных заданий.
4 – единичные ошибки.
3 – нестабильная успеваемость, перепады правильных и неправильных ответов.
2 – плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 – частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачёркиваний.
0 – плохое усвоение программных материалов, грубые ошибки и их большое количество.
3-я шкала – поведение на уроке.
5 – добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинированность.
4 – выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков.
3 – часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 – скован на уроке, напряжён, отвечает мало.
1 – выполняет требования частично, вертится, разговаривает.
0 – преобладают игровые интересы, на уроке занимается посторонними делами.
4-я шкала – поведение на перемене.
5 – высокая игровая активность, охотно участвует в игровых делах.
4 – малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем-либо одним из ребят.
3 – активность ребёнка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс.
2 – не может найти себе никакого применения, переходит из одной группы детей в другую.
1 – пассивен, избегает других.
0 – часто нарушает нормы поведения.
5-я шкала – взаимоотношения с одноклассниками.
5 – общителен, легко контактирует с детьми.
4 – мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 – сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 – замкнут, изолирован от других.
0 – проявляет негативизм по отношению к другим детям, часто конфликтует.
6-я шкала – отношение к учителю.
5 – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается.
4 – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования.
3 – старательно выполняет требования учителя, но за помощью часто обращается к одноклассникам.
2 – выполняет требования учителя формально, стараясь быть незамеченным.
1 – избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, плачет.
0 – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7-я шкала – эмоции.
5 – хорошее настроение, часто улыбается.
4 – спокойное эмоциональное состояние.
3 – эпизодически проявляется снижение настроения (цикличность).
2 – отрицательные эмоции преобладают.
1 – депрессивное настроение.
0 – агрессия.
Результаты наблюдения с помощью данных оценочных шкал сводятся в таблицу.
Карта школьной адаптации
Фамилия, имя | Учебная активность | Усвоение программного материала | Поведение на уроке | Поведение на перемене | Взаимоотно-шения с одноклассни-ками | Отношение к учителю | Эмоции | Общий балл | Выводы |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. | |||||||||
В списке отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. При этом уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому, 21–27 баллов – к среднему, менее 20 – к низкому.
Схема наблюдения №2. Карта наблюдения за поведением ребенка в школе[†]
Дата____________ фамилия, имя ребенка____________________________________
№ школы _________________ класс __________ возраст ______________________
Показатели поведения и состояния ребенка | Нет, редко | Иногда | Да, часто |
1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину | |||
Перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает | |||
Быстро нарастает утомление, истощение, становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя | |||
На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем | |||
На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен | |||
Часто не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает | |||
В процессе урока не может сконцентрироваться на задании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забывает | |||
Постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального индивидуального объяснения | |||
При выполнении задания задает много вопросов | |||
На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку) | |||
Приходит в школу неготовым — постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.) | |||
Суммарный балл |
Каждый показатель оценивается один раз по всей совокупности вопросов, и ставится определенный балл.
При суммарном балле до 15 — состояние ребенка не вызывает тревоги, при суммарном балле от 15 до 20 — следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности, взаимоотношение с учителем, сверстниками. При суммарном балле > 20 — необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать всепроблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи.
При необходимости можно составить сводную таблицу по классу.
Сводная таблица «Поведение и состояние детей в школе»
Класс______________Дата_______
Фамилия, имя учащегося | Показатели | Суммарный балл | |||||||||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
и т.д. |
Количество детей, имеющих суммарный балл < 15,___(%)
Количество детей, имеющих суммарный балл от 15 до 20,
Количество детей, имеющих суммарный бал > 20,___(%)
Если суммарный балл больше 20 отмечен лишь у отдельных детей в классе, скорее всего, причина не в школе. Поэтому необходимо внимательно проанализировать внешкольный режим, взаимоотношения с родителями, дополнительные нагрузки, особенности функционального и психического развития, школьные трудности конкретного ребенка. Если суммарный балл больше 20 отмечается у большинства учащихся, следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя.
Важно отметить также особенности поведения отдельных детей, которые необходимо учесть. Например, отношение к школьным оценкам, эмоциональную неустойчивость в новых ситуациях, трудности организации деятельности и т.п. Необходимо внимательное наблюдение за теми детьми, у которых баллы по разным показателям сильно различаются. Например, жалоб нет (показатель 4), а страхи, тики (показатель 7) есть.