Схемы наблюдения за детьми, испытывающими сложности в адаптации в начальной школе
Д Н Е В Н И К
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДНЕВНИКА
1 страница
психолого-педагогической практики
«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА»
студента(тки) группы 21п(31п)
ГБОУ СПО ПК№1 им. К.Д. Ушинского
Фамилия, имя
Методист: ФИО
2 семестр 2012/13уч.г - 1 семестр 2013/14уч.г.
2 страница
Цели и задачи практики
3 страница
Права и обязанности практиканта
4-5 страницы
План проведения практики (по семестрам)
Дата | Задачи | Содержание работы | Методики[*] |
15.04 | Знакомство с особенностями организации социально-педагогической диагностики в общеобразовательной школе | Знакомство с целями и задачами практики. Экскурсия по школе. Знакомство с социально-педагогической службой ОУ (изучение особенностей диагностической деятельности). Распределение по классам. Работа с личными делами учащихся, составление социального паспорта класса. Оформление дневников. | Образец оформления дневника. Социальный паспорт класса. |
16.04 | Организация наблюдения за особенностями поведения и произвольной сферой детей младшего школьного возраста | Посещение уроков, заполнение схемы наблюдения за поведением и произвольной сферой учащихся класса. Коллективный и индивидуальный анализ результатов наблюдения. | Схема наблюдения |
17.04 | Организация наблюдения за особенностями коммуникативной деятельности учителя и учащихся | Посещение уроков, заполнение схемы наблюдения, коллективный и индивидуальный анализ результатов наблюдения. Проведение социометрии. Анализ результатов. | 1. Схема наблюдения 2. Социометрия |
18.04 | Организация диагностики отношения детей к школе | Посещение уроков, заполнение схемы наблюдения, коллективный и индивидуальный анализ результатов наблюдения. Проведение методик на выявление отношения детей к школе. Анализ результатов. | 1. Анкета мотивации Н.Г. Лускановой. 2. Методика диагностики структуры учебной мотивации. 2. «Незаконченные предложения» (школьная тревожность). 3.Методика «Лесенка». 4. Методика «Рисунок школы». 5. Методика изучения психологического климата в учебной группе. |
19.04 | Организация диагностики личностных особенностей ребёнка младшего школьного возраста. | Посещение уроков, заполнение схемы наблюдения, коллективный и индивидуальный анализ результатов наблюдения. Проведение диагностических методик. Заполнение матрицы социального благополучия на детей отнесенных к группе риска. Анализ результатов. | 1. Проективная методика «Несуществующее животное». 2. Методика «Дерево». 4. Матрица социального благополучия. 4. Семейная социограмма Эйдемиллера |
20.04 | Обработка и систематизация данных | Анализ и самоанализ участия в практике. Оформление дневника и портфолио. Составление отчета. Зачёт. | 1. Схема отчета. 2. Лист самооценки практиканта |
Дата | Задачи | Содержание работы | Методики |
О с е н ь | |||
6 страница и далее
Дата | |
Содержание работы | |
Личная оценка результатов работы |
Основной задачей данного наблюдения является — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей группы риска школьной дезадаптации.
В процессе первичного наблюдения, проводимого на двух – четырёх уроках и переменах между ними (иногда и после уроков), регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребёнка, которое, так или иначе, выделяет его из общей массы детей.
Приведём примеры.
1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ёрзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встаёт из-за парты.
2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, рисует на парте, занимается другими посторонними делами.
3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то всё время дерётся, конфликтует с другими детьми и т.п.
Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам неудачам и т.д.
Путём наблюдения выделяются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные, малоподвижные, дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определённого типа эмоций, социально смелые, легко вступающие в контакт, робкие, застенчивые и т.д.
При более длительном наблюдении рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.
Для качественного проведения наблюдения необходимо заранее приготовить листы-схемы и листы для фиксации наблюдений. Для этого нужно знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место, можно заранее подписать парты, а затем их пронумеровать, как это показано ниже на листе-схеме (см. схема №1).
Первичные результаты наблюдение можно заносить в лист-схему класса (особенно это удобно, если наблюдатель не знаком с детьми). При этом необходимо пользоваться признаками (параметрами) наблюдения одной из выбранных схем наблюдения.
Наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях. Можно даже расписать эти ситуации:
ü Начало учебного дня: первый, второй уроки. При этом психолог должен при-сутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка различных видов активности.
ü Конец учебного дня: четвертый, пятый уроки.
ü Начало недели (четверти).
ü Конец недели (четверти).
ü Урок физкультуры, урок труда (информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках, крайне существенна).
ü Начало учебного дня (первый, второй уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.
ü Конец учебного дня (четвертый, пятый уроки) — контрольная или самостоя-тельная работа.
Схема №1. Лист-схема рассадки детей в классе.