В2. Протокол психологического анализа занятий
Тема занятия
В1. Протокол психологического анализа занятия
Содержание анализа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Психологический анализ занятия позволяет выявить уровень проведения занятия воспитателем (педагогом). Целью является выделение сильных и слабых сторон воспитателя (педагога), помощь ему в повышении своей квалификации в том или ином направлении.
Некоторые сферы применения:
• аттестация воспитателя (педагога),
• подготовка открытого занятия (к педагогическому совету, семинару и пр.),
• анализ эффективности инновационных форм проведения занятия,
• коллективное обсуждение открытого занятия.
Предлагаемая схема анализа позволяет компактно (в баллах) представить разноуровневые характеристики содержания и формы занятия.
0—3 балла — низкий уровень; 4-7 баллов — средний уровень; 8—10 баллов — средне-высокий уровень; 11-14 баллов — высокий уровень.
1. Создание начальных условий для эффективного проведения занятия (от 0 до 2 баллов).
2 балла дается при условии:
• отсутствие задержек и отступлений от темы на занятии;
• учебные пособия способствуют быстрому включению ребенка в работу, привлекательны для него.
2. Адаптация предлагаемого материала к детям
3 балла дается при условии:
• содержание материала обучение соответствует возрасту детей;
• детям даются разноуровневые задания;
• учитываются индивидуальные особенности.
3. Владение методами обучения (от 0 до 2 баллов).
2 балла дается при условии:
• методы разнообразны (не менее двух);
• методы оригинальны;
• информация и материал соответствуют теме занятия;
• стимулирование развития интеллектуальных функций
(память, внимание, мышление, речь и т. д.).
4. Техника объяснений (от 0 до 2 баллов).
2 балла дается при условии:
• материал соответствует эстетическим нормам;
• речь воспитателя грамотна;
• воспитатель разъясняет непонятные моменты.
5. Взаимодействие с детьми (от 0 до 3 баллов).
3 балла дается при условии:
• побуждение детей оценивать и корректировать работу
друг друга;
• избегание прямых указаний и коррекций действий ребенка, больше поощрений, чем замечаний;
• стимулирование активности детей на занятии;
• поддержание положительного эмоционального тона занятия.
6. Поведение в группе (от 0 до 2 баллов). 2 балла дается при условии:
• использование методов активизации внимания;
• не замечает мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины, а на серьезные нарушения — реагирует немедленно и взвешенно.
Ниже приводится несколько вариантов фиксации психологического анализа занятия в зависимости от цели его проведения:
• вариант 1— для анализа одного занятия (В1);
• вариант2 — для сравнительного анализа проведения занятий; позволяет выделить типичные ошибки воспитателей, наметить направления работы по повышению педагогического мастерства педколлектива (В2);
• вариант 3— для анализа деятельности педагога (ВЗ).
ФИО педагога Занятие по |
группа
дата
N3 | Критерий | Балл | Сильная сторона | Резерв повышения уровня (что пока не получается) |
Создание начальных условий для эффективного проведения занятия, | ||||
Адаптация предлагаемого материала к детям | ||||
Владение методами обучения | ||||
Техника объяснений | ||||
Взаимодействие с детьми | ||||
Поведение в группе | ||||
Всего баллов, уровень |
Занятие по__________________________ сроки____
№ | Группы (или воспитатели) | Средний балл | ||||||||||
Создание начальных условий для эффективного проведения занятия | ||||||||||||
Адаптация предлагаемого материала к детям | ||||||||||||
Владение методами обучения | ||||||||||||
Техника объяснений | ||||||||||||
Взаимодействие с детьми | ||||||||||||
Поведение в группе | ||||||||||||
Всего баллов, уровень |
ВЗ. Протокол психологического анализа занятий
ФИО педагога__________________ группа________
№ | Критерий | Дата (число, месяц) | Средний балл | |||||||||
Создание начальных условий для эффективного проведения занятия | ||||||||||||
Адаптация предлагаемого материала к детям | ||||||||||||
Владение методами обучения | ||||||||||||
Техника объяснений | ||||||||||||
Взаимодействие с детьми | ||||||||||||
Поведение в группе | ||||||||||||
Всего баллов, уровень |
Дата | Рекомендации | Отметка о выполнении | |
Использованная литература
1. Амтхауэр Р. Структура интеллекта: Методическое руководство. Ярославль, 1992.
2. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение: Дисс.... канд. психол.наук. СПб., 1998.
3. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. М., 1997.
4. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983.
5. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. РнД, 1994.
6. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
7. Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998.
8. Тесты творческого мышления: Методическое руководство / Сост. Л. В. Огинец. СПб., 1992.
9. Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина.
М., 1997.