РЕФЛЕКСИЯ

Одним из важных качеств педагога является умение анали­зировать собственную деятельность. Ведь рефлексия — это способность осознавать и анализировать свое поведение, свои чувства и мысли. Очевидно, что для эффективной воспита­тельно-образовательной деятельности необходимо уметь ана­лизировать причины успехов и недостатков в ней с целью сис­тематического повышения уровня своего профессионального мастерства. Анализируя свои отношения с детьми, педагог-ма­стер выявляет и исправляет погрешности в общении, стремит­ся не допускать их в дальнейшем.

Педагога-мастера отличает безупречное знание своего дела. Это относится к воспитательной деятельности, методике обуче­ния и воспитания, организации развития детей. Анализируя каче­ство своей деятельности, необходимо следить за новым в психоло­го-педагогической науке, вносить изменения в методику и содер­жание обучения и воспитания. Все это требует систематической работы над собой, обмена опытом с коллегами по работе, обсуж­дения занятий и других форм работы с методистом и психологом.

Именно на выявление способности педагога анализиро­вать свою деятельность и направлены следующие психодиаг­ностические методики.

Проверьте, какой выпедагог*

Данный тест представляет собой модификацию теста «Про­верьте, какой вы преподаватель» (Станкин М.И. Профессиональ­ные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998), предназначенного для учителей школ. Модификация каса­лась изменения формулировки вопросов с целью использования его в дошкольном образовательном учреждении.

* Модифицировано Р. Р. Калининой.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет»..

1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой
теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на
детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать
о прошедших школьных и студенческих годах обуче­
ния, став педагогом?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного пове­
дения в различных жизненных ситуациях?

5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим
воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых
по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и ан­
типатий, работая с детьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не
существует и на разных этапах работы в разных ситуа­
циях надо уметь применять разные стили?

8. Легче ли вам избежать конфликта с детьми, чем с адми­
нистрацией дошкольного образовательного учрежде­
ния (ДОУ)?

9. Хочется ли вам решительно отказаться от стереотипов
воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и куль­
тивируемых в вашем ДОУ?

 

10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитив­
ное впечатление о качествах воспитанника?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в работе не объективны­
ми причинами, а своими собственными недоработками?

12. вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?

13. Считаете ли вы, что и без вашего присутствия и постоянно­
го контроля дети вашей группы будут адекватно себя вести?

Обработка результатов. В таблице приведены баллы, кото­рые присваиваются в зависимости от ответа на каждый вопрос. Суммируйте количество набранных вами баллов, воспользо­вавшись данной таблицей.

 

№ вопроса
Да
Нет

0—5 баллов. Вы — очень слабый педагог. Вам трудно кон­тактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над со­бой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6—10 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с дет­ским коллективом. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опыт­ными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психо­логическую литературу.

11—15 баллов. Вы — хороший, знающий педагог. Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному ре­зультату. Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников, не забывая при этом кон­тролировать выполнение поручений.

16—20 баллов. Вы — грамотный опытный педагог. Вы избе­гаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности твор­чески. Избегаете излишней категоричности в оценках людей. Обратите внимание на ваши взаимоотношения с коллегами и представителями администрации — не вы ли являетесь при­чиной напряженности?

Самооценка педагога"1

Инструкция. Внимательно прочитайте слова, характеризу­ющие отдельные качества личности.

1) Из предложенного списка выпишите в один столбик
10—20 качеств, которые характеризуют ваш идеал педагога
(назовем его «мой идеал»), во второй — черты, которыми пе­
дагог обладать не должен («антиидеал»).

2) Напротив каждого выделенного вами качества проставь­
те балл от 0 до 10, в зависимости от того, насколько выражено
данное качество у вас (0 баллов — если качество отсутствует
полностью, 10 баллов — если данное качество ярко выражено).

Анализ результатов

Сосчитайте сумму баллов в каждом столбике. После этого сосчитайте показатель самооценки: С = Сумма баллов «идеа­ла» / Сумма баллов «антиидеала». Проанализируйте получен­ный результат.

С < 0,6 — низкая самооценка. Педагог ставит перед собой бо­лее низкие цели, чем те, которых он может достичь. Преувели­чивает значение неудач, остро нуждается в поддержке окружаю­щих. Ему свойственна недооценка своих сил и возможностей.

0,6 ^ С < 0,8 — пониженная самооценка. В новой для него деятельности педагог склонен скорее обратиться за помощью к коллегам, чем самостоятельно решать поставленные перед ним задачи. В знакомой деятельности чувствует себя более уве­ренно, чутко реагируя на мнение окружающих. Легко теряет веру в свои возможности.

0,8 <, С < 1,2 — адекватная самооценка. Педагог объектив­но оценивает свои успехи и неудачи, одобрение и неодобре­ние окружающих. Ему свойственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.

* Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. М, 1997. Интерпретация разработана Р. Р. Калининой

Аккуратность Беспечность Вдумчивость Восприимчивость Жизнерадостность
Гордость Грубость Заботливость Завистливость Застенчивость
Злопамятность Искренность Изысканность Капризность Легковерие
Медлительность Мечтательность Мнительность Мстительность Настойчивость
Непринужденность Нежность Нервозность Нерешительность Несдержанность
Обаяние Обидчивость Осторожность Подозрительность Отзывчивость
Педантичность Подвижность Принципиальность Поэтичность Развязность
Равнодушие Презрительность Рассудочность Решительность Самозабвение
Сдержанность Стыдливость Терпеливость Трусость Сострадательность
Увлекаемость Упорство Уступчивость Холодность Энтузиазм

1,2 <> С < 1,4 — повышенная самооценка. Педагог в новой для него ситуации чувствует себя уверенно, даже несколько самонадеянно. В случае неудачи способен проанализировать ошибки, прислушаться к мнению коллег, скорректировать собственное поведение.

С ^ 1,4 — завышенная самооценка. Педагог ставит перед собой более высокие цели, чем те, которые он может достичь. Относится подчеркнуто независимо к одобрению окружаю­щих. Ему могут быть свойственны зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству. Такой педагог недостаточно са­мокритичен в оценке своих успехов и неудач.