ГЛОССАРИЙ
Итоговый контроль по дисциплине
Текущий контроль
Задания для самостоятельного выполнения.
- Составить сообщения и презентацию на тему: «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных»
Форма контроля самостоятельной работы:
- Фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Защита сообщений и презентаций.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Какое значение имеет изучение особенностей строения и жизнедеятельности организмов для научно-технического прогресса?
2. Что такое бионика и почему возникло это научное направление?
3. Приведите примеры «изобретений» природы, которые еще в глубокой древности помогали решать ряд технических задач.
4. Какие биологические рецепторные и анализаторные системы исследуют ученые для построения их технических моделей? Приведите примеры.
5. Приведите примеры компенсаторных механизмов и способностей к
адаптации у некоторых организмов, позволяющих достичь высокой надежности, биологических систем.
6. Какие природные конструкции и формы животных и растений использованы в строительной технике и архитектуре? Приведите примеры.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень точек рубежного контроля:
№ ТРК | Наименование ТРК (в соответствии с КТП) | Форма контроля знаний | Тематика разделов ТРК |
Тестирование | Письменная работа | Учение о клетке | |
Тестирование | Письменная работа | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | |
Практическая работа | Письменная работа | Основы генетики и селекции | |
Составление комплексной характеристики эволюционных направлений | Письменная работа | Эволюционное учение | |
Сопоставление эволюционных преобразований в геохронологической последовательности | Письменная работа | История развития жизни на Земле | |
Тестирование | Письменная работа | Основы экологии | |
Итоговая контрольная работа | Письменная работа |
По итогам изучения дисциплины выставляется дифференцированный зачет на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.
ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Автотрофы | Автотро́фы - организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических. |
АТФ | Аденозинтрифосфа́т— нуклеотид, играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах; в первую очередь соединение известно как универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах. |
биополимеры | Биополиме́ры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие в состав живых организмов: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Биополимеры состоят из одинаковых (или разных) звеньев — мономеров. Мономеры белков — аминокислоты, нуклеиновых кислот — нуклеотиды, в полисахаридах — моносахариды. |
витамины | Витами́ны (от лат. vita -«жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. |
гетеротрофы | Гетеротро́фы— организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются экзогенные органические вещества, то есть произведённые другими организмами. |
Гормоны | Гормо́ны— биологически активные сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в организме и оказывающие дистанционное сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани-мишени. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в различных органах и системах. |
ДНК | Дезоксирибонуклеи́новая кислота́— макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков. |
РНК | Рибонуклеи́новая кисло́та (РНК) — одна из трёх основных макромолекул (две другие — ДНК и белки), которые содержатся в клетках всех живых организмов. |
липиды | Липи́ды— широкая группа органических соединений, включающая жирные кислоты, а также их производные, как по радикалу, так и по карбоксильной группе |
мономеры | Мономе́р— это низкомолекулярное вещество, образующее полимер в реакции полимеризации. Мономерами также называют повторяющиеся звенья (структурные единицы) в составе полимерных молекул |
углеводы | Углево́ды (сахариды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Название класса соединений происходит от слов «гидраты углерода» Cx(H2O)y, формально являясь соединениями углерода и воды. |
ферменты | Ферме́нты, или энзи́мы— обычно белковые молекулы или молекулы РНК (рибозимы) или их комплексы, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах. |
хемотрофы | Хемотрофы — организмы, получающие энергию в результате окислительно-восстановительных реакций, окисляя химические соединения, богатые энергией — хемосинтеза (как неорганические — например молекулярный водород, серу, так и органические — углеводы, жиры, белки, парафины и более простые органические соединения. |
Природопользование | совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемая в комплексе (в отличие от отраслевых понятий — водопользование, землепользование, лесопользование и др.). |