ГЛОССАРИЙ

Итоговый контроль по дисциплине

Текущий контроль

Задания для самостоятельного выполнения.

- Составить сообщения и презентацию на тему: «Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Фронтальный опрос

- Индивидуальная работа по карточкам.

- Защита сообщений и презентаций.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какое значение имеет изучение особенностей строения и жизнедеятельности организмов для научно-технического прогресса?

2. Что такое бионика и почему возникло это научное направление?

3. Приведите примеры «изобретений» природы, которые еще в глубокой древности помогали решать ряд технических задач.

4. Какие биологические рецепторные и анализаторные системы исследуют ученые для построения их технических моделей? Приведите примеры.

5. Приведите примеры компенсаторных механизмов и способностей к

адаптации у некоторых организмов, позволяющих достичь высокой надежности, биологических систем.

6. Какие природные конструкции и формы животных и растений использованы в строительной технике и архитектуре? Приведите примеры.

 

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Перечень точек рубежного контроля:

№ ТРК Наименование ТРК (в соответствии с КТП) Форма контроля знаний Тематика разделов ТРК
Тестирование Письменная работа Учение о клетке
Тестирование Письменная работа Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Практическая работа Письменная работа Основы генетики и селекции
Составление комплексной характеристики эволюционных направлений Письменная работа Эволюционное учение
Сопоставление эволюционных преобразований в геохронологической последовательности Письменная работа История развития жизни на Земле
Тестирование Письменная работа Основы экологии
Итоговая контрольная работа Письменная работа  

 

По итогам изучения дисциплины выставляется дифференцированный зачет на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.

 


 

ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Автотрофы Автотро́фы - организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических.
АТФ Аденозинтрифосфа́т— нуклеотид, играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах; в первую очередь соединение известно как универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.
биополимеры Биополиме́ры — класс полимеров, встречающихся в природе в естественном виде, входящие в состав живых организмов: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Биополимеры состоят из одинаковых (или разных) звеньев — мономеров. Мономеры белков — аминокислоты, нуклеиновых кислот — нуклеотиды, в полисахаридах — моносахариды.
витамины Витами́ны (от лат. vita -«жизнь») — группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная по химической природе группа органических веществ, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.
гетеротрофы Гетеротро́фы— организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются экзогенные органические вещества, то есть произведённые другими организмами.
Гормоны Гормо́ны— биологически активные сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в организме и оказывающие дистанционное сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани-мишени. Гормоны служат гуморальными (переносимыми с кровью) регуляторами определённых процессов в различных органах и системах.
ДНК Дезоксирибонуклеи́новая кислота́— макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.
РНК Рибонуклеи́новая кисло́та (РНК) — одна из трёх основных макромолекул (две другие — ДНК и белки), которые содержатся в клетках всех живых организмов.
липиды Липи́ды— широкая группа органических соединений, включающая жирные кислоты, а также их производные, как по радикалу, так и по карбоксильной группе
мономеры Мономе́р— это низкомолекулярное вещество, образующее полимер в реакции полимеризации. Мономерами также называют повторяющиеся звенья (структурные единицы) в составе полимерных молекул
углеводы Углево́ды (сахариды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Название класса соединений происходит от слов «гидраты углерода» Cx(H2O)y, формально являясь соединениями углерода и воды.
ферменты Ферме́нты, или энзи́мы— обычно белковые молекулы или молекулы РНК (рибозимы) или их комплексы, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах.
хемотрофы Хемотрофы — организмы, получающие энергию в результате окислительно-восстановительных реакций, окисляя химические соединения, богатые энергией — хемосинтеза (как неорганические — например молекулярный водород, серу, так и органические — углеводы, жиры, белки, парафины и более простые органические соединения.
Природопользование совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемая в комплексе (в отличие от отраслевых понятий — водопользование, землепользование, лесопользование и др.).