План изучения темы

Вопросы для самоконтроля по теме

Задания для самостоятельного выполнения.

- Подготовить синквейн : «биосфера», Вернадский;

- Творческое задание: составить кроссворд или ребус по теме

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка синквейна, творческих заданий.

- Устный опрос

1. Охарактеризуйте распределение живых организмов по суше.

2. Что означает «видовой состав» биосферы?

3. В чем заключается главная функция биосферы?

4. Расскажите о круговороте воды в природе.

5. Каким образом связанный углерод возвращается в атмосферу?

6. Опишите круговорот азота в природе

7. Какая деятельность человека влияет на круговорот серы и фосфора?

 

 

Тема 6.4. Последствия загрязнения окружающей среды. Ноосфера

 

Основные понятия и термины по теме:ноосфера, парниковый эффект, озоновая дыра, возобновимые ресурсы, невозобновимые ресурсы, экология как основа рационального природоприпользования.

 

1. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Ноосфера.

2. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

3. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы

Краткое содержание темы:

1. Ноосфера (от греч. noos — разум и sphaira — шар) — это новое

состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором, обусловливающим ее развитие. Понятие ноосферы введено французскими учеными — математиком Леруа и палеонтологом и философом П.Тейяром де Шарденом.

Смысл учения о ноосфере состоит в следующем. Появление на Земле человека означало новый огромный шаг в эволюции планеты. Человек, по мнению Вернадского, является частью биосферы, ее определенной функцией: «Человечество как живое вещество непрерывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли — ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту».

Отношение человека к природе как к неиссякаемому источнику, проявляющееся в стремлении добывать больше руды, угля, нефти, строить больше дорог, чтобы обеспечить процветание, прогрессивное развитие общества. Последствия подобного отношения — истощение природных ресурсов.
Возобновимые (почва, растительный и животный мир) и невозобновимые (большинство руд, горючие ископаемые) природные ресурсы. Естественное восстановление возобновимых природных ресурсов с учетом не превышения критических пределов их потребления. Значительное уменьшение природных ресурсов (нефти, угля, газа, сокращение запасов меди, свинца, цинка) вследствие интенсивного их потребления. Отрицательные последствия деятельности человека: ежегодное сокращение площади лесов на 2%, уничтожение тропических лесов, опасность их полного исчезновения за 20—30 лет, уничтожение тайги в Сибири за 40—50 лет, снижение численности промысловых животных, запасов рыбы. Снижение плодородия почвы из-за неправильной агротехники, их эрозия, засоление, ежегодные потери десятков миллионов гектар.
Загрязнение природной среды. Загрязнение воды, почвы, воздуха вследствие роста промышленного производства, транспорта, сельскохозяйственного производства, выброса вредных веществ и накопление их в природной среде — угроза здоровью человека и жизни большинства видов растений и животных. Кислотные дожди вследствие выброса в атмосферу оксидов азота и серы — причина угнетения растительности, гибели хвойных лесов. Загрязнение почвы соединениями тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия), радиоактивными веществами, включение их в цепи питания, их поступление в организмы растений, животных, человека — причина отравления и генетических уродств. Современное сельскохозяйственное производство — источник мощного загрязнения почвы, насыщения ее удобрениями, ядохимикатами

2. Глобальные экологические проблемы.

a) Планетарное загрязнение природной среды, способное вызвать изменение климата. Задержка части тепла, излучаемого Землей в космическое пространство, задымление и насыщение атмосферы углекислым газом, частицами пыли — причины парникового эффекта, который может вызвать таяние льдов, затопление больших площадей.

b) Истощение озонового слоя за счет разрушения молекул озона газообразными соединениями (фтора, хлора) — фреонами, используемыми в холодильных агрегатах, в аэрозолях.

c) Снижение биологического разнообразия, сокращение числа видов животных и растений, истребление человеком ряда видов. Изменение природной среды — угроза исчезновения 2/з существующих видов, ежедневное исчезновение нескольких видов растений и животных.

d) Защита природной среды. Рациональное, экологически грамотное природопользование, внедрение в производство экологически оправданных технологий, перестройка сознания людей — основные пути поддержания равновесия в биосфере

3. Экология как наука является теоретической основой охраны окружающей среды и рационального природопользования. Законы экологии были сформулированы в 1926 году американским экологом Б. Коммонером и по своей сути являются законами природы. Они сводятся к четырем основным принципам, объясняющим устойчивое развитие природы и призывающим человечество руководствоваться ими в своем воздействии на окружающую среду.

1. Все взаимосвязано.

2. Все должно куда-то деваться. Этот принцип вытекает из закона сохранения материи.

3. Природа знает лучше.

4. За все надо платить. Всякая экосистема представляет собой единое целое, в котором нет ничего лишнего. Все, что человечество забирает из экосистем для удовлетворения своих нужд, должно быть возвращено или возмещено.

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»