Краткое изложение темы

План изучения темы

Тема 6.3. Биосфера- оболочка живых организмов на Земле. Структура.

Вопросы для самоконтроля по теме

Задания для самостоятельного выполнения.

- Подготовить доклад-сообщение с презентацией по темам:«Взаимоотношения организмов в природе»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита сообщений и презентаций.

- Устный опрос

- Письменная работа

1. Дайте определение хищничества и паразитизма. Приведите примеры животного и растительного мира.

2. Что такое комменсализм? Расскажите о разных формах комменсализма.

3. Дайте определение конкуренции как формы взаимоотношений между видами.

4. Охарактеризуйте положительные взаимодействия между видами. Приведите примеры облигатного и факультативного мутуализма.

5. Что означает в современной биологии понятие «симбиоз», принятое его первоначальном широком значении?

6. Перечислите и охарактеризуйте формы антибиоза.

7. Что такое аллелопатия? Приведите примеры на растениях.

Основные термины и понятия по теме:биосфера, живое вещество, биогенное, косное, биокосное вещество, мегабиосфера, биомасса.

1. Биосфера – глобальная экосистема.

2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

3. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

1. Биосфера — это особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность

живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Термин был введен в 1875 г. австрийским геологом Э. Зюссом. Развернутое учение о биосфере создано и разработано советским естествоиспытателем академиком В.И. Вернадским. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы до высоты озонового экрана (20 — 25 км), верхнюю часть литосферы (кора выветривания) и всю гидросферу до глубинных слоев океана. Нижняя граница опускается в среднем на 2 — 3 км на суше и на 1 — 2 км ниже дна океана. Слой атмосферы, вся гидросфера и часть литосферы, где постоянно или временно (случайно) присутствуют живые организмы и те слои, преобразованные в прошлом жизнью или испытавшие влияние «былых биосфер», называют мегабиосферой.

2. Учение Вернадского о биосфере — крупнейшее обобщение в области естествознания XX в. Оно знаменует собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем. С одной стороны, В.И.Вернадский рассматривает биосферу как оболочку Земли, в которой существует жизнь. В этом плане ученый различает газовую (атмосфера), водную (гидросфера) и каменную (литосфера)

оболочки земного шара как составляющие биосферы - области распространения жизни. С другой стороны, Вернадский подчеркивал, что биосфера — не просто пространство, в котором обитают живые организмы, а целостная функциональная система, на уровне которой реализуется неразрывная связь геологических и биологических процессов. Состав биосферы определяется деятельностью живых организмов, представляет собой результат их совокупной химической активности в настоящем и прошлом.

Центральным звеном в учении В. И. Вернадского о биосфере является представление о живом веществе, преобразующего облик планеты.

Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь всю атмосферу, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д.

Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов.

Биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль.

Биомасса, или живое вещество, — совокупность всех живых организмов. Роль живого вещества в формировании биосферы, изменении газового состава атмосферы, гидросферы, образовании почвы.

3. Круговорот веществ.

4. Круговорот углерода Круговорот фосфора

5.

 

 

Круговорот воды Круговорот азота

 

Практическая работа. Решение экологических задач.