План изучения темы

Тема 5.1. Развитие органического мира.

Раздел 5 История развития жизни на Земле.

Задания для самостоятельного выполнения.

Краткое изложение темы

Тема 4.8. Биологический регресс и биологический прогресс

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Составить схему «Взаимосвязь направлений эволюционного прогресса»

2. Доклады на тему:- «Способы сохранения биологического разнообразия»

- «Вымирающие виды»- составление презентации.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

- Фронтальный опрос

- Защита докладов и презентаций.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Назовите причины вымирания видов.

2.Раскройте суть сохранения биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.

3.Перечислите направления эволюции.

4.Охарактеризуйте ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.

 

 

Основные понятия и термины по теме:

План изучения темы:

1. Биологический прогресс.

2.Биологический регресс.

 

Крупный отечественный биолог-эволюционист А. Н.Северцов (1866—1936) разработал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса.

Биологический прогресс — это победа вида (или иной систематической единицы) в борьбе за существование. Основные признаки биологического прогресса — стабильное увеличение численности и расширение занимаемого ареала. Расширение ареала вида приводит, как правило, к образованию новых популяций. По определению, примерами биологического прогресса служат представители

типов простейших, моллюсков, членистоногих (различные виды и даже целые отряды насекомых — двукрылые, жесткокрылые и др.), хордовых (отдельные группы рыб, птиц — например, воробьинообразные, млекопитающих — например, грызуны и др) . Включает в себя: ароморфозы и идиоадаптации.

 

Биологический регресс характеризуется альтернативными признаками:

снижением численности, сокращением ареала, снижением внутривидовой дифференциации (например, снижением популяционного разнообразия). В конечном счете биологический регресс может привести к вымиранию вида. В типе хордовых примерами естественного биологического регресса

служат: двоякодышащие и кистеперые рыбы (кл. Костные рыбы); гаттерия, крокодилы, слоновые черепахи (кл. Рептилии); яйцекладущие, неполнозубые, хоботные (кл. Млекопитающие). Основной причиной биологического регресса является отставание в эволюции группы от скорости изменений окружающей среды. Включает общую дегенерацию.

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»

1. Составить синквейн понятий «биологический регресс», «биологический прогресс»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Фронтальный опрос

- Индивидуальная работа по карточкам.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что такое биологический прогресс?

2. Что такое биологический регресс?

3. В чем отличие ароморфозов от идиоадаптаций.

4. Назовите признаки биологического прогресса.

5. Какое направление биологической эволюции поднимает группу организмов на более высокую ступень организации?

 

 

 

Основные понятия и термины по теме:кайнозойская эра, протерозойская эра,

четвертичный период, оледенения, каменноугольный период,псилофиты.

Характеристика каждой эры (по таблице)

Краткое содержание:

История нашей планеты условно разделена на различные промежутки

времени. Из них наиболее продолжительны эры, затем

следуют периоды, эпохи. Границы между эрами установлены не

случайно, так как именно в эти промежутки времени на Земле

происходили глобальные геологические процессы, сопровождающиеся

изменениями лика планеты, ее органического мира.

 

 

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»