Тема 4.6. Развитие органического мира

Задания для самостоятельного выполнения.

Биологическое процветание достигается и упрощением организации. Упрощение организации — морфологический регресс — ведет к исчезновению органов активной жизни и носит название дегенерации. Общая дегенерация как путь биологического прогресса наблюдается у многих форм и связана главным образом с переходом к паразитическому или сидячему образу жизни.

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»

1. Составить синквейн понятий « арогенез», «аллогенез», «катагенез»

2. Подготовить сообщение на тему «Приспособление организмов к паразитическому образу жизни»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Фронтальный опрос

- Защита сообщений

- Проверка синквейна

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что такое биологический прогресс?

2. Какие существуют основные направления эволюции организмов?

3. Какое направление поднимает группу организмов на более высокий уровень организации?

4. Приведите примеры ароморфозов.

5. Что такое аллогенез?

6. Как изменяется строение организмов при переходе к паразитизму?

 

Основные понятия и термины по теме:гомологичные органы, рудименты, атавизмы, аналогичные органы, переходные формы, филогенетический ряд.

План изучения темы:

1.Доказательства эволюции:

a. Морфологические

b. Эмбриологические

c. Палеонтологические

d. Биогеографические

e. Генетические и цитологические

Краткое изложение темы:

1.Доказа́тельства эволю́ции — научные данные и концепции, подтверждающие происхождение всех живых существ наЗемле от общего предка.

a) Морфологические доказательства- основаны на сравнительно-анатомических признаках.

 

Гомологичные органы- имеют общее происхождение и строение, но выполняют разные функции(конечности крота, кошек, летучих мышей)

Аналогичные органы- имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции( крылья птиц и крылья бабочек)

Рудименты- органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма ( аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок)

Атавизмы- появление у особи признаков, свойственных отдалённым предкам, но отсутствующих у ближайших( волосатость, наличие хвоста, многососковость).

b) Эмбриологические- у всех позвоночных животных наблюдается сходство зародышей.

«Закон зародышевого сходства» К. Бэр: чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами.

«Биогенетический закон Мюллера, Геккеля»:Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза.

c) Палеонтологические- сравнение вымерших форм с современными формами

убедительно свидетельствуют о том, что животные и растения постоянно изменялись во времени.

Переходные формы- организмы, в себе одновременно как признаки древних, так и более эволюционно молодых групп, относящихся к таксономическим (систематическим) категориям высокого ранга (семенные папоротники (переходная форма между папоротникообразными голосеменными), ихтиостеги (переходная форма между пресноводными кистеперыми рыбами и земноводными)

Филогенетические ряды- непрерывные ряды форм (от древнейших

до современных), отражающие эволюцию рассматриваемых категорий.

Отечественный зоолог ВО.Ковалевский (1842—1883) разработал

филогенетический ряд лошадей.

d)Биогеографические- основано на сравнении флоры и фауны земного шара.

Сравнение растительного и животного мира различных географических

областей позволяет разобраться в их отдаленном прошлом, предоставляет богатый материал, доказывающий эволюцию живых организмов. Сходство фауны и флоры Северной Америки и северо-востока Евразии объясняется наличием в недалеком прошлом узкого перешейка («сухопутного моста») между материками.

Такой же мост существовал между Европой и Британскими островами.

e)Генетические и цитологические-

Осуществление генетического кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот происходит по единому для всего живого на Земле механизму. Клеточное

строение характерно для подавляющего большинства организмов.

Принципы деления клеток одинаковы у всех эукариот. Это неоспоримо свидетельствует о едином плане строения и общности происхождения всех организмов.

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»