Краткое изложение темы

Тема 4.2. Вид. Популяция.

Задания для самостоятельного выполнения.

1.Подготовить сообщение на тему «Путешествие Ч. Дарвина и результаты»

- Составить синквейны : Ж.Б.Ламарк, К. Линней, Ч. Дарвин.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Работа по карточкам.

- Защита сообщений

- Тестирование.

Вопросы для самоконтроля по теме:

 

1. Что изучает эволюционное учение?

2. С именами каких античных ученых связаны древнейшие эволюционные представления?

3. В чем суть эволюционной концепции Ж. Б.Ламарка?

4. С помощью какого механизма Ламарк объяснял происхождение длинной шеи у птиц?

5. Чем характеризуется развитие биологии в античный период?

6. Какие ученые внесли значительный вклад в изучение биологии?

7. Какова роль Аристотеля в развитии биологии?

8. Какие основные эволюционные идеи сложились в античное время?

 

9. Каких ученых справедливо считают предшественниками дарвинизма?

10. Какое значение для развития эволюционных идей имели труды

К.Линнея?

11. Почему Ж.Кювье, и Ж.Б.Ламарка относят к предшественникам теории эволюции Ч.Дарвина?

12. Укажите заслуги Ж. Б.Ламарка в развитии эволюционных идей.

 

 

Основные понятия и термины по теме:микроэволюция,вид, концепция вида, ареал, популяция, половая структура, возрастная структура, морфологический, физиологический, этологический, биохимический, генетический, экологический, географический критерии.

 

План изучения темы:

1. Концепция вида, его критерии.

2. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

 

1. Термин «вид» введен в науку английским естествоиспытателем

Джоном Реем (1628— 1705) в конце XVII в.

К.Линней считал, что виды реально (объективно) существуют в природе и являются некими универсальными дискретными образованиями. В пределах

любого вида те или иные признаки могут изменяться, в то время

как сам вид остается неизменным. Великий французский эволюционист

Ж. Б.Ламарк понятие вида считал условным, поскольку все виды постоянно меняются.

В настоящее время принята биологическая концепция вида (Н.И.Вавилов,

Э. Майр (в 1963 г. им опубликована фундаментальная монография

«Зоологический вид и эволюция»), Ф. И.Добржанский, Н.В.Тимофеев-

Ресовский и др.)

Биологическая концепция вида признает, что виды состоят из популяций, что они реальны и имеют общую генетическую программу,исторически сложившуюся в ходе эволюции. В соответствии с этой концепцией: 1) вид — это репродуктивное сообщество, обладающее репродуктивной изоляцией, которая понимается как наличие механизмов, препятствующих притоку других генов (в то же время существует множество механизмов, обеспечивающих размножение внутри вида); 2) вид — экологическая

единица, взаимодействущая как единое целое с другими видами;

3) вид — генетическая единица, обладающая единым генофондом.

Из данной теоретической концепции вытекает следующее определение:

виды — это группы скрещивающихся естественных популяций,

репродуктивно изолированные от других таких групп. Каждый

вид обитает на определенном пространстве, называемом ареалом

вида. Принята определенная сумма показателей (критериев),

по которым возможно очертить границы каждого конкретного вида

и определить видовую принадлежность рассматриваемых особей:

морфологический, физиологический, этологический, биохимический, генетический,экологический, географический.

2.Популяция — это исторически сложившаяся совокупность особей

данного вида, занимающая определенное пространство внутри видового ареала и в той или иной степени изолированная от аналогичных соседних совокупностей. Изоляции популяций способствуют географические барьеры (для одних видов это пустыни,

для других — реки и морские проливы, для третьих — высокие

горные хребты, для четвертых — неблагоприятный климат и т.д.),

биологические различия (морфологические, экологические и поведенческие), препятствующие скрещиванию, — это могут быть

различия в строении полового аппарата, сроках размножения,

поведении ухаживания и пр.

Вид состоит из популяций, которые следует рассматривать как

элементарные единицы эволюции.

Для популяций характерна возрастная и половая структуры.

 

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»